ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Методы фильтрации частот из "Применение научной фотографии " С пропусканием, когда образуются негатив и нерезкая позитивная маска . Степень нерезкости, а также градационные характеристики регулируются изменением расстояния между негативом и экраном. [c.97] В описанных выше двух системах коррекции контраста регулирование в области почернений D l,5 вряд ли возможно 2. [c.97] Указанные авторы разрабатывали метод разделения полутонов исключительно для целей художественной фотографии. Оригинальный негатив, помешенный в увеличитель, печатался с несколькими экспозициями на пропитанную проявителем фотобумагу. Особенно хорошо воспроизводились при печати начальный участок характеристической кривой и область передержек негатива. [c.97] В средних плотностях негатива, лежащих на линейном участке характеристической кривой, из-за обращения изображения возникал изгиб. [c.98] Эта область обращения лежит на несущественных для художественной фотографии участках изображения. [c.98] Бэкстрём и Хафстрём 9], а также Людвиг [142] исследовали зависимость интервала почернений в методе разделения полутонов от частоты прерывания экспозиции. Они показали, что при прерывистом освещении обращение изображения в средних почернениях не исчезает. На фиг. 46, взятой из работы [9], показан ход характеристической кривой. Кривая а — характеристическая кривая слоя при обычном экспонировании. Кривая б — типичная характеристическая кривая пропитанного проявителем фотослоя при прерывистом экспонировании. Обращение изображения отчетливо просматривается в форме очень широкой эквиденситы (см. разд. 6.2). [c.98] В цитированных работах указывалось лишь на возможность сильного выравнивания контраста методом разделения полутонов об одновременном повышении контраста в деталях не упоминалось. Более точные исследования Лау и Вайде [125, 128, 129] на фотоматериалах, пропитанных проявителем, показали, что при непрерывном освещении обращение изображения или широкие эквиденситы исчезают, однако одновременно наблюдается усиление контраста в деталях. Этот эффект можно сделать особенно заметным, если вместо фотобумаги использовать высококонтрастную фотопленку (или пластинки). [c.98] В приведенной ниже таблице показано влияние этих параметров на степень выравнивания контраста. [c.99] Исходя из технического принципа и выбирая соответствующие параметры для регулирования степени выравнивания контраста, можно сделать вывод о том, что метод фильтрации деталей позволяет получить хороший фотографический эффект. Для достижения необходимого копировального эффекта фотохимическим путем используется эффект Сабатье (см. разд. 6.2) в сочетании с эффектом смежных мест, называемым также эффектом Эберхарда. [c.99] Для изображения резкого края наблюдается следующее распределение почернений. Свежий проявитель, диффундирующий от слабо экспонированных к сильно экспонированным местам, образует непосредственно на краю сильно экспонированного участка кайму почернения. Продукты окисления проявителя и ионы Вг- диффундируют в противоположном направлении они тормозят процесс проявления и образуют светлую окантовку. В случае истощения свежего проявителя на недоэкспонированных местах из-за частичной его диффузии к сильно экспонированным участкам возникает аналогичная картина. [c.100] С других участков фотослоя плотность почернения может быть больше, чем Оо. В тех местах фотослоя, где имеет место эффект обрамления, можно часто видеть, что плотность почернения меньше плотности вуали. Зная ширину изображения кайма — светлая окантовка, можно определить степень влияния диффузии на распределение почернений — так называемую эффективную длину диффузии. [c.101] Эффективная длина диффузии диффундирующих в слое веществ имеет для метода фильтрации частот то же значение, что и степень нерезкости позитива в классическом методе нерезкой маски. Она определяет границу между низкими и высокими частотами, которые могут быть выровнены или усилены по контрасту. [c.101] Стандартная обработка основана на приемах обработки метода фильтрации деталей. Чтобы получить стабильные результаты для широкой области применений, необходимо выбрать также значения параметров из таблицы, приведенной на стр. 42—45. Для специфических задач метод фильтрации деталей можно применять при соответствующем изменении условий стандартной обработки. [c.102] В методе фильтрации деталей в качестве копировального материала используется пленка с максимальной контрастностью. При неактиничном освещении, соответствующем выбранному типу фотоматериала, пленка опускается в кювету с проявителем приблизительно на 1 мин. Проявитель следует наливать только в хорошо вымытую кювету. После пропитки проявителем пленку вынимают из кюветы и держат вертикально, чтобы стекли оставшиеся капли. Затем к обеим сторонам сырого фотоматериала прикатываются тонкие, хорошо очищенные прозрачные пленки. При этом остатки избыточной влаги равномерно распределяются в фотослое. Подготовленный таким образом фотоматериал, пропитанный проявителем, можно помещать в увеличитель или в аппарат для контактной печати, как и обычную сухую пленку. [c.102] Изменяя интенсивность освещения, можно регулировать степень выравнивания контраста на низких пространственных частотах. Для не слишком плотных негативов наиболее пригодна интенсивность освещения 40—70 люкс. После окончания экспонирования следует удалить пленки с фотоматериала и сразу же опустить его в фиксирующий раствор. Фотослой должен быть нормально от-фиксирован и высушен. [c.103] Первый позитив, полученный методом фильтрации деталей (ФД), обозначается ФД-1. Стандартная обработка предполагает дальнейшее использование этого позитива для копирования. Полученный при этом негатив ФД-П дает удвоенный эффект фильтрации деталей по сравнению с ФД-1. [c.103] Интенсивность освещения должна быть выбрана такой, чтобы необходимая степень выравнивания контраста на конечном негативе ФД-П была равномерно распределена между обеими ступенями печати. С конечного негатива ФД-П обычным копированием можно получить регулируемый по контрасту позитив на фотопленке или фотобумаге. [c.103] Подготовленные для ФД-печати фотоматериалы обрабатываются при 20° С. Запасные образцы пленок следует хранить при температуре около 15° С. На очень плотных негативах регулирование интенсивности освещения в увеличителе или в аппарате контактной печати не дает желаемого результата. Чтобы добиться в таких случаях сильного выравнивания контраста, стандартную обработку следует привести в соответствие с данными таблицы, помещенной па стр. 42—45. Самый простой путь — снижение концентрации проявителя от 1 4 до 1 8. [c.106] Вернуться к основной статье