ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Методы маскирования из "Применение научной фотографии " Степень выравнивания контраста зависит также от контрастности маски, а степень улучшения различения деталей зависит от резкости маски. От степени резкости маски зависят как пространственные частоты максимального усиления контраста, так и граничные частоты при выравнивании и усилении контраста. [c.81] Полученное соотношение хорошо описывается функцией передачи модуляции. На фиг. 36, а приведена функция передачи модуляции резкой маски. Интервал яркостей в маске (кривая 2) меньше, чем в оригинале (кривая 1), соответственно коэффициентам контраста 72 У1-Резкость обеих составляющих одинакова, т. е. они передают равные числа линий на 1 мм. Результирующая кривая 3 получена как разность —Мр отчетливо видно, что контраст на низких частотах значительно уменьшен по сравнению с оригиналом. [c.82] Из фиг. 36, б следует, что общий интервал яркостей стал меньше, однако контраст в деталях в значительной степени сохранился. Можно также легко видеть, что содержание снимка исчезает, если у1 =у2 1 в этом случае образуется однородное серое поле. Если же 2 1, образуются эквиденситы (см. разд. 6.2). [c.82] При смещении одной из составляющих (позитива или маски) относительно другой на расстояние V образуется так называемое барельефное псевдопластическое изображение, схематически показанное на фиг. 37. Такая картина создается потому, что возникают два чернобелых края одной линии, причем оптическая плотность одной увеличивается, а второй уменьшается. [c.82] В этом случае под маской (кривая 2 на фиг. 35) понимают нерезкую копию негатива, изготовленную с прокладкой из прозрачной пленки или с помощью специального копировального материала (Чокли [22]). [c.82] В общем виде нерезкая маска должна иметь меньшую градацию яркостей, чем оригинал (у2 Т1)- Функция передачи модуляции для этого случая приведена на фиг. 38, а. Можно видеть, что М Мр, и в негативе передаются более высокие пространственные частоты, чем в позитиве. Результирующая кривая 3 (М —Мр) имеет максимум в области высоких пространственных частот. В этом случае контраст деталей выше общего контраста, что показано на фиг. 38, б. [c.83] Если нерезкая маска имеет такой же контраст, как и оригинал (у2=у1) то образуется равномерное черное поле в соответствии с фиг. 35, так как общий контраст равен нулю. Рассмотрение функции передачи модуляции для этого случая (фиг. 38, в) показывает, что воспроизводятся только высокие частоты и остается лишь контраст в деталях различаются также некоторые контуры (фиг. 38,г). [c.83] НОЙ маски, ЧТО довольно сложно и отнимает много времени. [c.84] Здесь следует указать, что имеется французский патент (Джурно [26]), в котором описывается способ изменения контраста в широких пределах с использованием только одной маски. В этом случае негатив и маска проявляются в дополнительные цвета, причем они должны быть перепроявлены. Пример подобного цветного пере-проявления приведен в разд. 6.1.5. Обе копировальные составляющие отбеливают и затем проявляют (например, негатив в синий цвет, а позитивную маску — в желтый) при печати эти маски совмещают. Если использовать два источника света таких же цветов (желтого и синего) с регулируемой интенсивностью, то можно достичь непрерывного изменения контраста в копии. Желтый свет будет эффективен только для негатива, окрашенного в синий цвет, а синий — для желтой маски. Все промежуточные значения могут быть получены при использовании смешанного света. [c.84] Метод регулирования контраста с помощью двухцветных масок не вполне удовлетворителен из-за довольно большой трудоемкости. Аналогичный результат может быть получен более простым путем при введении маски в оригинальный негатив (Круг [93—95]). Вначале негатив окрашивают в синий цвет в синем тонирующем растворе (см. разд. 3.7), причем цветные плотности за-дубливают в различной степени. После этого негатив окрашивают в водном растворе желтого красителя, который диффундирует в слой на глубину, определяемую степенью задубленности слоя в этом месте. Если печать такого сине-желтого негатива производить на оптически несенсибилизированном материале, то можно достичь хорошего выравнивания контраста. Белый копировальный свет слабо поглощается местами изображения, окрашенными в синий цвет, и более интенсивно — желтыми участками изображения. Обе цветные маски вводятся в негатив путем обработки двумя простыми растворами. [c.84] Эффективность второго метода показана на примере регулирования контраста ступенчатого клина (см. приложение). Серый ступенчатый клин (фото 1) сначала окрашивается в синий, а затем в желтый цвет. При этом образуется цветной клин с переходом окраски от светло-желтой через желто-зеленую и зеленую к светло-синей и темно-синей в соответствии с изменением почернения исходного серого клина. Если напечатать исходный клин на фотоматериале с таким же контрастом, то получается обращенный клин. Использовать при печати фотоматериалы разной контрастности можно лишь в одном определенном направлении клина, зависящем от качества фотоматериала- (мягкий или контрастный). На фотографии отчетливо виден выигрыш в глубоких плотностях, так как синий тонирующий раствор переводит серебро в прозрачное для света соединение. [c.85] Наконец, сине-желтое изображение улучшает воспроизведение всех ступеней клина за счет взаимно противоположного фильтрующего действия обеих цветных компонент. Такая копия дает улучшение передачи объекта и в начальной и в верхней частях характеристической кривой с одновременным выравниванием интервала яркостей (см. фиг. 34, характеристическая кривая с изгибом линейного участка). [c.85] Степень выравнивания контраста N может быть изменена как на выровненном, так и на невыровненном по контрасту позитивном изображении. Опыты, проведенные на ряде измененных отпечатков, позволили установить, что величину N можно регулировать в пределах 85%. [c.85] В местах, подвергнутых дублению. Глубина проникновения желтого раствора зависит от дубления, вследствие чего возникшее желтое изображение действует как вялая , нерезкая позитивная маска. [c.86] Ниже приводится состав основных растворов, которые можно хранить в течение длительного времени. Рабочие растворы, приготовленные сливанием основных растворов, пригодны лишь в течение определенного времени (в зависимости от количества и расхода от 1 ч до 1 нед). Рекомендуется применять свежеприготовленные рабочие растворы. [c.86] В случае если желтый краситель слишком сильно вымывается из слоя, можно провести повторную обработку в желтом тонирующем растворе (см. разд. 3.2.1), после чего негатив следует быстро высушить. [c.87] Метод сине-желтого тонирования можно с успехом применять также при дешифрировании микрофотографий и электронно-микроскопических снимков (Верес [181], Верес и Круг [182]). Этот метод вполне пригоден и для крупноформатных любительских снимков, если необходимо воспроизвести большой интервал яркостей (фиг. 40). [c.90] При использовании классического метода нерезкой маски, как описано в разд. 5.1.2, при печатании необходимо как можно точнее совмещать ее с оригинальным негативом. Эта пррцедура занимает много времени, так как нерезкость маски затрудняет точное совмещение. Даже специальные метки не гарантируют надежного совмещения, обеспечивающего точную передачу резких контуров или деталей изображения. [c.90] Эта трудность встречается во всех методах, где с самого начала отсутствует разделение оригинального негатива и маски. Аддитивно-флуорографический метод, предложенный Вайде, основан на разделении позитива и негатива. Позитивное и негативное изображения последовательно впечатываются в приемный фотоматериал, так что нет никакой необходимости перемещать оригинальный негатив. Особенностью этого метода является необходимость изменения условий освещения. [c.90] ОТ друга негативное и позитивное изображения с различными степенями резкости. [c.93] Вернуться к основной статье