ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Хромогенное усиление из "Применение научной фотографии " Под хромогенным усилением понимают окрашивающее повторное проявление черно-белых снимков для повышения чувствительности и контраста (Канкельвитц, Круг и Лау [78]). Необходимым условием проведения этого процесса является предварительное превращение серебра изображения в способный к проявлению галогенид серебра путем регалогенирования. Обработка проводится следующим образом. [c.48] В отбеливающем (окисляющем) растворе, содержащем ферроцианид калия и галогенид (хлористый натрий или бромистый калий), серебро изображения окисляется в хлористое или бромистое серебро. После регалогенирования (отбелки) и тщательной промывки проводится вторичное хромогенное проявление в окрашивающем проявителе (черно-белый проявитель с цветной компонентой). При восстановлении галогенида серебра в серебро изображения (проявление) одновременно происходит окисление проявителя. Затем в тех местах, где образовалось серебро изображения, идет реакция между цветной компонентой и продуктами окисления компонентов проявителя с образованием красителя — азометина или индофенола. Особенно активно краситель образуется на отдельно лежащих зернах серебра. Благодаря этому на тех участках негатива, которые находятся ниже порога характеристической кривой и кажутся совершенно прозрачными, начинается образование красителя. [c.48] Краситель, отлагающийся вокруг зерен проявленного серебра, изменяет распределение спектрального пропускания фотослоя. Суммарное почернение состоит из двух составляющих поглощения света первоначально образовавшимися (в результате проявления) зернами серебра и фильтрового действия красителя. В результате окрашивания негатива действительно происходит повышение чувствительности, так как почернение становится видимым и его можно измерить. В отличие от других методов усиления (например, ртутно-серебряного усиления) этот метод повышения чувствительности назван оптическим усилением (Муттер [151]). [c.48] Особым преимуществом хромогенного метода по сравнению с классическими усилителями является очень незначительное увеличение зернистости изображения. [c.49] Как было указано выше, при хромогенном проявлении также образуется серебро изображения, которое может быть подвергнуто отбелке и проявлению. В результате опять образуются серебро и краситель, который отлагается в тех же местах, где уже образовался краситель после первого проявления, что способствует дальнейшему повышению плотности и градации негатива. [c.49] Особенности механизма этого метода усиления позволяют применять его для различных целей. Даже при однократном усилении достигается повышение чувствительности в 2—2,5 раза. Повторное хромогенное проявление в том же цвете позволяет повышать чувствительность более чем в 3 раза. Многократность применения метода хромогенного повторного проявления для усиления изображения ограничивается рядом факторов, в том числе оптической плотностью вуали. Обычно можно проводить не более трех таких операций. [c.49] Второй метод усиления в другой цвет, например в дополнительный, наряду с увеличением чувствительности позволяет повышать контраст изображения. Если же в особых случаях необходимо повысить чувствительность без увеличения контраста изображения, то следует удалить серебро, образующееся после усиления, используя регалогенирование и фиксирование. При этом получается определенный выигрыш в количестве информации за счет малого поглощения красителя в местах высоких плотностей. Принцип хромогенного усиления, основанный на описанных выше различных вариантах усиления, оказывается весьма полезным как при последующем копировании, так и при визуальном дешифрировании негатива. [c.49] Используя характерные особенности этого процесса, соответствующим подбором светофильтров можно регулировать градационные характеристики копии. [c.50] При визуальном дешифрировании хромогенно усиленного негатива (например, при рассмотрении рентгеновских снимков) можно столь же успешно использовать цветные светофильтры. Целесообразно также нри дешифрировании недодержанных участков изображения для увеличения контраста изображения использовать дополнительные (по цвету) светофильтры. При использовании светофильтра того же цвета, что и окрашенный негатив, на участках изображения, образованного только красителем, будет наблюдаться уменьшение контраста, а на участках, получивших недостаточную экспозицию, — лучшая различаемость деталей. [c.50] Ниже приводится ряд примеров, иллюстрирующих возможности этого метода усиления изображения. [c.50] На фиг. 19 показано применение хромогенного усиления для улучшения качества недодержанной при экспонировании микрофотографии гигантской хромосомы (Лау и Шальге [120]). На фиг. 19,а представлено изображение оригинального негатива, получившего при экспонировании экспозицию, в 4 раза меньшую, чем необходимо, а на фиг. 19,6 — эта же копия после двукратного усиления в желтый цвет. [c.51] Синий проявитель Раствор 0,75 г а-нафтола в 10 мл диоксана. [c.53] Растворы А и Б сливают непосредственно перед использованием, затем вводят выбранную цветную компоненту в указанном выше количестве. [c.53] Проведение хромогенного усиления требует чистоты в работе и тщательного соблюдения рецептуры. [c.53] Исходный материал должен быть хорошо проявлен. При этом не следует увеличивать время проявления сверх рекомендуемого, так как вуаль, возникающая при проявлении, усиливается особенно интенсивно. После обычного фиксирования и последующей промывки еще влажный фотоматериал может быть на свету подвергнут последующей обработке. [c.53] Весь процесс может быть повторен, если степень усиления изображения после однократного усиления окажется недостаточной. [c.54] Серебро, образующееся повторно в процессе цветного проявления, способствует некоторому увеличению контраста. Поэтому при слабом контрасте негатива серебро удалять не следует. [c.54] Для фиксирования следует использовать нейтральные или слабокислые фиксажи, поскольку красители, особенно синий, в кислой среде неустойчивы. При длительной промывке между отдельными операциями следует соблюдать осторожность, не допуская образования цветной вуали или пятен. Нужно работать в резиновых перчатках или пользоваться пинцетом, чтобы на изображении не появлялись пятна и не пачкались руки. [c.54] Вернуться к основной статье