ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Заполнение помещения звуком из "Звуковые и ультразвуковые волны Издание 3 " Заштрихованный участок указывает на наложение импульсов точка 0 соответствует мнимому источнику. [c.205] Заштрихованные участки указывают на наложение импульсов ТОЧКИ О, О , О соответствуют мнимым источникам. [c.206] Явление реверберации не следует смешивать с эхо. Наше ухо в состоянии отличать один звуковой импульс от другого такого же импульса, если промежуток времени между ними составляет не менее сек. Если звуковые импульсы приходят к нам чаще, то они сливаются в один непрерывный звук. Последовательность импульсов, возникших при отражении одного звукового импульса от границ помещения и приходящих к слушателю, имеет обычно интервалы между импульсами гораздо меньшие, чем /15 сек поэтому реверберация носит характер не эхо, а остаточного слитного звучания. В пустом помещении с гладкими твердыми стенами звуки долго не замирают, слова сливаются друг с другом, и речь становится мало разборчивой про такое помещение говорят, что оно слишком гулко . [c.208] Наоборот, в обставленном мягкой мебелью помещении со стенами неправильной формы, с портьерами и занавесями звуковые волны при отражении теряют значительное количество энергии, замирание звука происходит очень быстро про такое помещение говорят, что оно слишком глухо . Оратору трудно выступать перед слушателями, музыка лишается своей звучности, становится сухой и безжизненной, создается впечатление, будто оркестр играет на открытом воздухе. [c.208] Когда звук исходит от источника, излучающего сферические волны, сила звука убывает обратно пропорционально квадрату расстояния от источника. До слушателя, находящегося от оратора на расстоянии 25 м, будет доходить в 100 раз меньше звуковой энергии, чем до слушателя, находящегося от оратора на расстоянии 2,5 м. Выражая эту разность звуковой энергии в децибелах, получим, что сила звука у первого слушателя будет на К = 10 lg 100 = 20 дб меньше, чем у второго слушателя. Благодаря реверберации в помещении с хорошими акустическими свойствами эта разница в силе звука может быть сведена при тех же расстояниях от оратора до слушателей примерно до 5 дб ). [c.209] Акустике зал и аудиторий с давних пор уделялось большое внимание. В результате практики сооружения зданий, акустические свойства которых оказывались хорошими, в архитектуре выработались определенные правила и приемы их и старались придерживаться. Например, было установлено, что помещение не слишком большой величины (размером со средний театральный зал) обладает хорошими акустическими свойствами, если его длина, ширина и высота находятся между собой в отношении 8 5 3 (так называемое золотое сечение ). Однако эти правила оставались непонятными, загадочными, и если архитектор, закончив строительство, получал хорошие результаты, это считалось делом случая или удачи. Если же помещение с точки зрения его акустических свойств оказывалось плохим, — выправить его не умели. [c.209] Развитие акустики указало пути как рационального проектирования сооружений, так и выправления помещений с плохой акустикой. В настоящее время выбор формы помещения, его архитектуры и отделки, облицовки стен и целого ряда других данных решается на научных основах, разработанных и разрабатывающихся дальше в большом разделе современной акустики — архитектурной акустике. [c.209] Вернуться к основной статье