ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Типы диалога и формы его реализации на ЭВМ из "Экономическая информатика и вычислительная техника Издание 2 " Анализ различных диалоговых систем, реализующих вычислительные, информационные, справочные и обучающие функции, а также комплексные экономические задачи, показал, что наиболее распространенными типами организации диалога являются меню, шаблон, команда, естественный язык. [c.267] Меню - это тип диалога, который благодаря наглядности имеет широкое распространение при решении самых различных задач на разных классах и моделях ЭВМ. Этот тип диалога наиболее удобен для конечного пользователя, так как средством отображения сообщений между человеком и ЭВМ является экран видеотерминала. Шаг диалога начинается, как правило, с выдачи системой некоторого входного сообщения, альтернативный ответ на которое позволяет продолжить или завершить диалог (рис. 9.2). Завершается шаг диалога после ввода пользователем ответного сообщения и его обработки системой. Выход из диалоговой системы возможен в случае прохождения всей цепочки шагов, обеспечивающей полное решение задачи, либо путем прерывания диалога по инициативе пользователя и выхода из системы. [c.267] Машинная реализация диалога типа меню возможна несколькими способами, однако при всех вариантах в качестве входного сообщения на экран видеотерминала выводится некоторое подмножество функций системы, реализация которых возможна в текущем состоянии диалога. [c.267] Наиболее экономичными для пользователя являются способы в и г . Способы а и б , несмотря на некоторое увеличение трудоемкости, обеспечивают большую надежность, поскольку исключают возможность случайного набора соседних директив. [c.267] Если возможны различные варианты ответа на ввод функций пользователем, то в последующих шагах производится детализация, или уточнение действий, например, какая информация должна вводиться, в каком виде или на какое устройство желательно осуществить вывод и т.д. [c.268] Схему диалога условно можно представить в виде графа типа дерево (рис. 9.3), в котором вершины - это подмножества функций системы, отражаемые в виде информационных кадров, а дуги, или ветви - действия или альтернативные выходные сообщения, В процессе реализации диалога возможны движения вниз по графу и возврат в начало графа или в какие-либо ранее прошедшие вершины. [c.268] Наиболее простым частным случаем диалога типа меню является режим ответа ДА/НЕТ, когда пользователю в качестве альтернативы предлагаются всего два варианта ответа ДА или НЕТ. [c.268] Второй тип диалога - шаблон. Это инициируемый системой режим взаимодействия конечного пользователя и ЭВМ, на каждом шаге которого система воспринимает только синтаксически ограниченное входное сообщение пользователя в соответствии с заданным форматом. Как и при типе диалога меню , инициативная роль в начале диалога принадлежит ЭВМ. Возможные варианты ответа пользователя ограничиваются форматами, предъявляемыми ему на экране видеотерминала. Поэтому гибкость пользования такой системой относительно невысока, хотя и выше, чем при предыдущих схемах организации, но при этом резко снижается и операционная сложность реализации данного типа диалога на машине. [c.269] Тип диалога шаблон обычно используется для ввода данных, значения которых или понятны (например, поле для записи даты, фамилии, названия предприятия и т.д.), или являются профессиональными терминами, известными пользователю по его прехилетной области. [c.269] Следует различать жесткий шаблон, когда количество вводимых пользователем символов обязательно должно соответствовать числу разрядов, выделенных тем или иным способом на экране дисплея, и свободный шаблон. В последнем случае задается предельно допустимое поле, в которое вносится конкретное значение, например фамилия работающего при формировании справочника. [c.269] Частным случаем данного типа диалога является режим, называемый простым запросом. Наибольшее распространение он получил в автоматизированных системах сбора и формирования массивов данных. При этом режиме пользователю предоставляется возможность вводить массив, состоящий более чем из одного сообщения, по формату, заданному системой. Диалог в этом случае сводится всего лишь к одному шагу, а в качестве сообщений на экране компьютера могут быть выведены анкетные данные работающих либо номенклатура материальных ценностей и т.п. В качестве примера на рис. 9.4 приведен информационный кадр для создания машинной лицевой карточки работника предприятия. [c.269] Диалог типа команда представляет собой инициированный пользователем тип диалога, при котором выполняется одна из допустимых на данном шаге диалога директив (команд) пользователя. Перечень допустимых команд, как правило, отсутствует на экране, однако его можно вызвать на экран с помощыо специальной директивы или функциональной клавиши на ПЭВМ (обычно Г1) для ознакомления. Если пользователь ввел ошибочную команду, т.е. отсутствующую в списке или с нарушениями формата или синтаксиса, выдается предупредительное сообщение, и система остается в начале текущего шага /шалога, ожидая его продолжения. [c.270] Взаимодействием на естественном языке называется такой тип диалога, когда и инициирование запроса, и ответ со стороны пользователя ведутся на языке, близком к естественному (как в плане используемого словаря, так и в плане построения сложных языковых конструкций предложений). Пользователю предоставляется возможность свободной формулировки нужной ему задачи, однако с употреблением обусловленных программной средой слов и фраз, а также заранее установленным синтаксисом языка. В связи с неоднозначностью естественных языков система должна иметь возможность задавать вопросы, уточняющие формулировку пользователя и предметную область рассматриваемой проблемы. При подобном типе диалога пользователь должен быть готов к тому, что диалоговая система может не распознать его запрос с первого раза, а потому требуется повторение или уточнение запроса. Одной из разновидностей данного диалога является речевое общение с системой. [c.270] На практике в чистом виде в системе только охшн тип диалога, как правило, не применяется, а используется сочетание нескольких типов. Это повышает гибкость системы, упрощает ее, делает диалог более разнообразным и интенсивным. [c.271] Возможность общения пользователя с системой с помощыо языка диалога может быть обеспечена двумя способами. [c.271] Первый способ предполагает, что с системой общается пользователь-неспециалист. Поэтому ему не обязательно знать весь объем команд (директив, сообщений) системы и правил их исполнения. Он должен знать ли1щ свой пароль, свое меню , т.е. обладать лишь достаточным объемом знаний, система же сама должна подсказать пользователю, что он может отвечать в той или иной ситуации. [c.271] В совокупности функций, реализуемых диалогом, можно выделить две весьма важные группы управление данными и управление процессами. [c.271] При разработке диалога управления процессами используются файловые системы организации обмена и преобразования данных в памяти ЭВМ, утилиты для работы с программными модулями, специальные языковые средства. [c.272] В дружелюбной диалоговой системе, ориентированной на непрофессионального пользователя, человек, работая за пультом ЭВМ, должен воспринимать не весь диалог, а лишь визуальное (иногда и звуковое) его отображение. Большая часть программных средств управления диалогом должна быть скрыта от пользователя, а ему предоставляется минимум для поддержки внешнего диалога. [c.272] Аппаратные средства современных ЭВМ позволяют отображать на экране дисплея графические и цветные изображения движущихся объектов различной природы, сложные структуры данных и лишь простым нажатием клавиш управлять событиями, возникающими на экране. Кроме того, во многие профессионально-ориентированные ППП экономистов по рекомендации психологов введены игровые моменты с целью предоставления пользователю кратковременного отдыха, например, в случае его переутомления и возникающих из-за этого ошибок. [c.272] Вернуться к основной статье