ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Пигменты (сухие краски) из "Производство лаков олиф и красок _1953 " Пигменты являются важной составной частью различных красок и эмалей. Пигментом называется сухая краска, не растворимая в маслах, лаках и лаковых растворителях. От выбора типа пигмента и его качества зависят и качество эмалевых и тертых на масле красок, а также условия их выработки. [c.59] При выборе пигмента следует обращать внимание на следующие показатели кроющую способность (укрывистость), красящую силу (интенсивность), содержание примесей, степень размола (дисперсность) и содержание кислот и щелочей. Пиг.менты обычно анализируют в лаборатории, но часто мастеру, непосредственно в цехе, приходится производить ускоренные простые испытания пигментов. [c.59] Кроющая способность (укрывистость). Кроющей способностью, или укрывистостью, называют способность краски, растертой с маслом, при нанесении ее ровным слоем на поверхность, окрашенную в другой цвет, закрывать эту поверхность так, чтобы нижележащий слой не просвечивал. Чем лучше укрывистость сухой краски, тем более тонкий слой тертой краски нужен для покрытия нижележащего слоя так, чтобы он не просвечивал. Укрывистость данной краски зависит от степени ее измельчения (дисперсности) и от количества присутствующих в ней примесей (тяжелый шпат, мел, глина). [c.59] Красящая сила (интенсивность). Под красящей силой или интенсивностью сухой краски понимают ее способность при смешивании с другими красками придавать им свой оттенок. Если, например, хотят сравнить красящую силу (интенсивность)двух образцов ультрамарина, то от каждого из них отвешивают по 1 г, затем обе навески поочередно смешивают с 20 г цинковых белил, растирают с маслом, накрашивают и сравнивают цвета окрашенных поверхностей. Краска на поверхности, окрашенной в более синий цвет, содержит ультрамарин с большей красящей силой (и нте ней вностью). [c.60] Степень размола пигмента оказывает большое влияние на качество краски в отношении укрывистости и красящей силы. Простейшее испытание степени размола состоит в следующем на лист белой бумаги насыпают немного краски и тонким шпателем или перочинным ножом проводят по ней так, чтобы краска распределилась по поверхности бумаги тонким слоем. Если размол грубый, то крупные частицы хрустят. Чем больше крупных частиц, тем хуже размол. [c.60] Степень размола пигмента можно также испытать взбалтыванием его в стакане с водой. Чем лучше размолота краска, тем медленнее она оседает в виде однородного слоя. При плохом размоле сначала осаждаются более тяжелые крупные частицы, а затем уже более легкие мелкие. Качество размола определяют также путем просеивания. Для этого 100 г краски просеивают через шелковое или бронзовое сито с определенным числом отверстий на 1 см и определяют процент не прошедшего через сито остатка. Перед пуском в производство плохо размолотой краски ее дополнительно или просеивают или пропускают через вальцы краскотерки. [c.60] Маслоемкость. Сухие краски при получении тертых красок затирают с маслом. Количество масла в граммах, которое требуется для получения красочной пасты из 100 г сухой краски, называется маслоемкостью данной сухой краски. Маслоемкость является важным техническим свойством краски. Чем ниже ее маслоемкость, тем меньше масла потребуется для приготовления тертой краски на ее основе. [c.60] Вернуться к основной статье