ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Канифоль (гарпиус) из "Производство лаков олиф и красок _1953 " Канифоль, или гарпиус, по своему распространению в промышленности и разнообразию применения занимает среди естественных смол первое место. Добывается она из смолы различных хвойных деревьев (сосны, ели, пихты) подсочным или экстракционным способом. [c.18] При получении канифоли подсочным методом у дерева перерезают кору и несколько слоев древесины, после чего из разрезов начинает сочиться бесцветная, пахучая, липкая жидкость, называемая живицей или терпентином. На воздухе живица затвердевает. Затвердевший продукт называется серой или серкой. [c.18] При нагревании живицы выделяется скипидар, который собирают в специальные приемники. После отгонки скипидара в аппарате остается хрупкая, стекловидная смола—канифоль. На качество получаемой канифоли оказывают влияние способ подсочки, время сбора живицы и режим отгонки скипидара. [c.18] Второй способ получения канифоли—экстракционный—заключается в следующем. Сосновые пни измельчают в щепу, которую помещают в особые экстракционные аппараты и обрабатывают бензином. Бензин извлекает из щепы канифоль и скипидар. [c.18] После отгонки бензина и скипидара в остатке получается канифоль. Экстракционная канифоль мягче подсочной, так как в ней остается некоторое количество растворителя. [c.19] Канифоль широко применяется в производстве лаков, в мыловарении, в бумажной и других отраслях промышленности. [c.19] По химическому составу канифоль представляет собой смесь смоляных кислот (абиетиновых и пимаровых) и поэтому имеет высокое кислотное число 150—180 йодное число канифоли также высокое—от 170 до 204, что указывает на присутствие соединений, способных легко окисляться и менять свои свойства под действием кислорода воздуха. [c.19] Температура размягчения канифоли 65—75°. При нагревании выше 200° канифоль легко разлагается с выделением так называемых канифольных масел. [c.19] Канифоль в воде не растворима, хорошо растворяется в ш,ело-чах, этиловом спирте, эфире, бензоле, петролейном эфире, ацетоне, скипидаре, маслах и других растворителях. [c.19] При оценке качества канифоли главное внимание обращают на цвет и прозрачность, которые зависят от методов добычи и переработки. Чем светлее канифоль, тем выше ее качество. Масляные лаки, изготовленные на очень темных сортах канифоли, отличаются замедленным высыханием. При хранении канифоли на воздухе, особенно в виде порошка, она окисляется. При этом вес ее увеличивается, кислотное и йодное числа понижаются, растворимость в петролейном эфире падает. Канифоль в чистом виде, вследствие высокого кислотного числа и сравнительно низкой температуры размягчения, мало применяется в лаках. Пленки чистой канифоли отличаются хрупкостью и липкостью. Кроме того, высокое кислотное число канифольных лаков исключает возможность применения их в эмалевых красках, так как некоторые пигменты могут вступать в соединение с кислотами канифоли с образованием мыл, что приводит к загустеванию красок. Для снижения кислотности канифоль подвергают специальной обработке, в результате которой получают эфиры канифоли и различные соли (резинаты кальция, цинка и др.). [c.19] Глицериновый эфир канифоли (эфир гарпиуса). Как уже было указано выше, канифоль содержит в основном смоляные кислоты, главным образом абиетиновую кислоту. При обработке канифоли в определенных условиях спиртами (метиловый спирт, глицерин, пентаэритрит) образуются сложные эфиры. [c.19] Наибольшее применение в производстве лаков нашел глицериновый эфир канифоли, образующийся в результате соединения кислот канифоли с глицерином. При этом кислотное число резко падает. Кислотное число глицеринового эфира хорошего качества не должно превышать 15—30. [c.19] Процесс получения эфира ведут следующим образом. Канифоль загружают в аппарат, снабженный обратным холодильником (для улавливания паров глицерина), и нагревают до 200—225° до тех пор, пока она не расплавится. Затем добавляют постепенно глицерин и повышают температуру в аппарате до 270—280°. Через каждые полчаса берут пробу. Готовность продукта определяют пробой капли на стекле. Если образование эфира не закончилось, то капля сплава на стекле будет мутной, и, наоборот, если застывшая капля на стекле остается вполне прозрачной, то процесс образования эфира окончен. [c.20] По окончании процесса получения эфира канифоли температуру в аппарате повышают до 305° для удаления свободного глицерина. Присутствие последнего в эфире оказывает вредное влияние на качество пленки лака (понижается водостойкость). По достижении указанной температуры нагревание прекращают и берут пробу эфира для определения кислотного числа. Если кислотное число выше 20—25, то прибавляют новую порцию глицерина (5—10% от первоначальной загрузки) и нагревают до 300°. Затем прекращают нагрев и снова проверяют кислотность. [c.20] Когда кислотное число снизится до 15—20, аппарат охлаждают и при 200—220° полученный эфир сливают в стальные противни. Для снижения кислотного числа иногда целесообразно прибавлять 0,5—1% гашеной извести при 220—240°. Такая обработка, помимо снижения кислотного числа, повышает температуру размягчения эфира канифоли. [c.20] Эфир канифоли широко применяется для приготовления различных лаков он хорошо растворяется в масле, скипидаре, бензине, сольвент-нафте и других растворителях. Температура размягчения глицеринового эфира канифоли мало отличается от температуры размягчения исходной канифоли и превышает ее только на 2—5°. [c.20] Длительность процесса получения эфира (этерификации) сильно отражается на цвете и выходе получаемого продукта чем продолжительнее процесс, тем темнее получается эфир и тем больше угар. Часто для получения более светлых эфиров канифоли и для предохранения канифоли от окисления через аппарат во время реакции пропускают углекислоту. [c.20] Пентаэритритовый эфир канифоли. В последнее время для приготовления лаков начали применять пентаэритритовый эфир канифоли, получаемый нагреванием канифоли с пентаэритритом. [c.21] Продукты взаимодействия канифоли и малеинового ангидрида. Для повышения твердости и блеска лаковых пленок применяют продукты взаимодействия канифоли или ее эфиров и малеинового ангидрида. [c.21] Эти смолы нашли применение в производстве спиртовых лаков и в лаках на эфирах целлюлозы. [c.21] Вернуться к основной статье