ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПЛАСТМАСС из "Архитектор и пластмассы " История применения пластмасс в архитектуре начинается не с материалов, а с личностей, не с технологии, а с эстетики. [c.58] Можно начать с Гауди, хотя действительное влияние его работ в международном масштабе едва ли ощущалось до 50-х годов. Возможно, правильнее было бы сказать, что новое направление в первые два десятилетия своего развития поддерживалось лишь немногими архитекторами того времени, и даже некоторые из них вынуждены были восстать против прямого угла, колонн и балок, блоков, плоских стеновых плит и панелей остекления. [c.58] Выдающимся среди этих бунтарей был Эрик Мендельсон, работа которого над башней Эйнштейна в Потсдаме (задуманной как эксперимент скульптурного применения бетона, но в конце концов построенной из кирпича и оштукатуренной) н ранние наброски проектов Зала труда, пролежавшие в бездействии многие годы, тем не менее имели ощутимое, хотя и подсознательное влияние на умы многих молодых архитекторов. И когда, наконец, появился ряд материалов, которые сделали практически возможным сооружение таких скульптурных конструкций, подсознательное пробудилось и воздействовало на многие ранние прототипы пластмассовых конструкций. [c.58] Джон Йохансен — дизайнер, во многом напоминающий Мендельсона, вплоть до огромных трудностей, которые он испытывал при осуществлении некоторых своих проектов из пластического бетона. Его работы получили известность за несколько лет до начала стремительного развития пластмассовых конструкций в середине 50-х годов. [c.58] Решение этой проблемы в те годы, как и сейчас, видели в поисках заменителей , поэтому большинство проводившихся работ касалось облицовочных панелей, строительных блоков, оконных рам, легких конструкционных элементов, лестниц н мелких изделий, например реек для жалюзи. [c.59] Эти эксперименты затруднялись ограниченным выбором полимерных материалов, известных к 1940 — 1941 гг., а особенно тем, что из семейства термореактивных смол были доступны только мочевиноформальдегид и фенолформальдегид. [c.59] Однако это не помешало некоторым архитекторам, особенно Сэму Бантону и Т. Уорнетту Кеннеди из корпорации по изысканию строительных пластмасс в Глазго, обосновать предложение по производству стандартных сборных домов из пластмасс, сознавая при этом, что организация такого производства необходима не только для целесообразного использования новых материалов, но и для решения остро вставшей в послевоенные годы жилищной проблемы в международном масштабе. [c.59] Корпорацией по изысканию строительных пластмасс в Глазго не далее, как в 1941 г., были разработаны предложения по ряду быстросборных типов домов с гибкой планировкой, основанные на применении стандартных пластмассовых панелей и содержавшие описание технологии стыкования деталей, а также с постоянной внутренней и внешней отделкой. В последующем году они обратились к полимерной промышленности с предложением учредить компании по заводскому производству домов, в ведение которых вошла бы координация продукции различных полимерных компаний и надзор над монтажом. [c.59] Первые послевоенные годы в большинстве стран мира оказались временем серьезных политических сдвигов, и, естественно, подобные предложения были забыты или чаще всего отвергнуты. Даже Черчиль Хаус , единственная в Великобритании реальная попытка использования производственной технологии прп создании массового жилища, была отвергнута и до сих пор совершенно незаслуженно продолжает являться объектом пренебрежения как префэб Ч Это было время возврата к надежным, по общему мнению, добродетелям прошлого возврата — вопреки нехватке строительных материалов в истощенной войной стране. [c.59] Показательные дома из пластмасс строились во многих странах, особенно в Швеции, Германии и США начиная с 1933 г., но это были лишь случайные эксперименты по применению существующих полимерных материалов, которые часто служили лишь рекламой продукции ка-кой-то фирмы. Такие дома продолжают создаваться и сейчас, но, как и раньше, они вносят незначительный вклад в дело развития пластмассовой архитектуры. [c.61] В основу идеи дома был положен принцип раковины улитки. Основное ядро состоит из круглого жилого пространства, где отведено место для кухни, санитарного узла и калорифера и к которому, по желанию, можно было пристраивать необходимое число спальных комнат. Как растет раковина, чтобы в ней могла поместиться улитка, так же растет и дом в соответствии с нуждами семьи. [c.61] Появление прототипа было случайным — в это время архитекторы едва знали о существовании лодок из стеклопластиков и лищь немногие из них мечтали о домах из стеклопластика. Конечно, на фотографиях, сделанных в процессе монтажа, это выглядело как комедия Лорела и Харди — готовые оболочки поступали в таком виде, что нуждались в основательной ручной доработке. [c.62] Однако одна характерная черта этого замысла не была до конца изучена (и в этом смысле во многом повинна черно-белая архитектурная печать), а именно его цвет. Это было поистине многоцветное рещение, и если бы его рекламировали с этой стороны, нам сегодня, может быть, не нужно было ощупью искать пути разработки цветового потенциала полимерных материалов. [c.62] После 1955 г. для Шейна, Кулона и Маньяна начался период интенсивной творческой деятельности. Они упрочили свое положение лидеров в новой области архитектуры и продолжали заниматься проектированием разнообразных зданий и строительных элементов. К сожалению, по непонятной причине они не получили того одобрения и финансовой поддержки, которых заслуживали. Вероятно, компании, занимающиеся производством пластмасс во Франции, ожидали, что они завоюют строительный рынок благодаря одному или двум экспериментальным домам, но потеряли к ним всякий интерес, когда стало ясно, что один из самых консервативных рынков не склонен к быстрым переменам. [c.62] Это ли было причиной или что-то другое, но фактом остается то, что Кулоном, Шейном и Маньяном пренебрегли в их собственной стране, и они видели, как другие архитекторы в других странах извлекали выгоду из их работ и из тех возможностей, которые по праву должны были принадлежать им. Несмотря на это, их работа за 1956—1958 гг. была выдающейся и по сей день остается такой же свежей и новой, какой была в день своего создания. [c.62] Отличным образцом этой работы является мотель-кабина, задуманная в сентябре 1956 г., сделанная в октябре-ноябре и экспонированная в декабре. Таким темпам работы можно позавидовать. Интересно, каких бы высот достиг Шейн к настоящему времени, если ему была бы оказана необходимая поддержка. [c.62] Вернуться к основной статье