ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы ВВОДНАЯ из "Архитектор и пластмассы " Эта книга является попыткой обеспечить архитекторов и дизайнеров фундаментальным пособием по применению пластмасс в строительстве, собрать воедино общие сведения о полимерных материалах и технологии их изготовления, а также дать обзор наиболее важных проектов и сооружений, созданных с использованием новых материалов за последние двадцать лет. [c.9] Для меня пластмассы — постоянный источник восхищения они представлены рядом искусственных материалов различных цветов от прозрачных до любого спектрального — пропускающих свет и матовых с неограниченным выбором фактур от гладкости драгоценного камня до шероховатости обнаженного заполнителя бетона материалов с диапазоном прочности на разрыв от тягучести каучукообразного клея до хрупкости стекла. [c.9] Таковы эти искусственные материалы, которые можно специально изготовить для любой заданной цели, — и это само по себе является проблемой, достойной внимания. [c.9] А ведь возможность осуществления проекта еще не означает, что он практичен или экономичен, и обычно эти факторы не до-опениваются, если проектировщик не вооружен соответствующими знаниями о материалах, технологических процессах и вопросах экономики. [c.10] Например, вполне можно рассчитать различные напряжения на поверхности пневматической конструкции или же растягивающие напряжения на оболочке тентовой конструкции, а затем создать материал для этой оболочки со специально запроектированной местной прочностью. Это не очень трудно, но, насколько мне известно, еще никогда не делалось, так как слишком дорого. При величине элементов конструкций, создаваемых в настоящее время, экономичнее выбрать материал, способный выдержать сильнейшие нагрузки, которые могут возникнуть на любом участке конструкции. [c.10] например, можно довольно просто и быстро получить небольшие партии элементов жестких оболочек, используя примитивные формы. Но отделка будет недостаточно красивой, качество низкое, а стоимость детали будет намного выше, чем при более сложном процессе производства. Доработка поверхности механическим способом будет во многих случаях столь дорогой, что для того, чтобы как-то компенсировать издержки и достигнуть максимальной экономии, потребуется такой объем продукции, который может удовлетворить общую потребность в этих конструкциях по всей стране. [c.10] Наконец, у нас есть материалы, дающие возможность наладить массовое производство экономичных усложненных конструкций, разработана технология производства методами литья под давлением, прессования в форме, экструзии, вакуумного формования и центробежного литья. К сожалению, большинство этих методов останутся вне сферы нашей досягаемости до тех пор, пока мы не упорядочим гигантский строительный рынок, или до тех пор, пока регулирование производства при помощи вычислительных машин не достигнет такой стадии, при которой чрезвычайно дорогое в настоящее время пресс-оборудование подешевеет. [c.11] Несмотря на эти недостатки и трудности, сегодня мы уже можем применять полимерные материалы, чтобы переосмыслить традиционное строительство и обдумать заново многие проблемы архитектуры. [c.11] Мы не очень мудры, не так ли Ни в том случае, когда строим наши дома более тесными, чем строили наши деды, так как рост стоимости строительства опережает рост личного благосостояния, ни в том случае, когда считаем, что простая деревушка в горах служит нам примером проектирования среды. [c.11] Мы проектируем по привычке, мы не думаем, мы не задаемся вопросами. Многие из нас окончили институты, и идеи, которые были заложены в нас в процессе учебы, мы применяем почти без изменения в своей дальнейшей работе. [c.12] В этом можно, конечно, обвинить систему архитектурного образования, которая даже более, чем другие виды образования, нацелена на существующее положение вещей, нежели на будущее, например, через двадцать лет, когда бывшие студенты будут в зените своей карьеры. [c.12] Истинная цель архитектурного образования завуалирована академическим курсом. Или, может быть, она недостаточно полно понята. Выпускники школ часто выбирают архитектурный колледж, чтобы обеспечить свое будущее. Это обычная картина. Немногие счастливчики попадают в ситуацию, которая выявит их скрытые способности. Это происходит в редких случаях и совершенно неожиданно. Все преподаватели могут вспомнить способных студентов, которые успешно учились на первых курсах, но постепенно отставали, хотя и старались удержаться на первоначальном уровне. Или таких студентов, чья посредственность вдруг оборачивалась блеском фантазии и способностей. Каждый, кто преподает архитектуру, знает подобные случаи, и многим хочется, чтобы подобные всплески случались со всеми студентами. [c.12] Объяснение этого явления, по-моему, надо искать в такой черте характера, как самоуверенность. Я вспоминаю одного своего однокашника, не отличавшегося какими-либо заметными способностями, который однажды выразил несогласие с проектом, предложенным колледжем. Он сделал небрежный карикатурный набросок и затем исчез на шесть недель. За набросок он получил самую низкую оценку, но впоследствии он неожиданно начал делать весьма эксцентричные проекты, которые были высоко оценены, и с тех пор он уже никогда не оглядывался назад. [c.12] Если бы развитие таланта было главной целью архитектурного обучения, то мы могли бы воспитать такие способности у большинства, а не у меньшинства студентов. [c.12] вероятно, мы смогли бы более полно использовать те возможности, которые заложены в полимерных материалах, с тем чтобы изменить к лучшему жизненную среду с позиций качества и комфорта. [c.13] Паркс был похож по характеру и складу мышления на Гука. Будучи специалистом по художественной обработке металла, он рано стал управляющим цеха одной бирмингэмской фирмы, где его плодовитая и беспокойная фантазия вылилась в нескончаемый поток идей и изобретений. В результате очень скоро число патентов достигло 80, и это привело к тому, что он оставил место в фирме и начал жить на доходы от продажи лицензий. [c.14] Многие из его изобретений были, конечно, связаны с металлургией он изобрел несколько сплавов и разработал хорошо известный метод отделения серебра от олова, которым пользуются и по сей день. Однако в 1846 г. (когда ему было 33 года) он занялся каучуком. Резиновая промышленность существовала не более 25 лет, а метод вулканизации, придающий резине эластичность и увеличивающий ее теплостойкость, только что был изобретен. [c.14] Вернуться к основной статье