ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Выставки из "Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений Издание 2 (нет страниц 321-352) " В этой главе рассматриваются две большие группы зрелищных сооружений-театры и концертные залы (рис. 13.1, рис. 13.2). [c.218] Театры -древнейшие общественные сооружения едва ли не у всех народов мира. Современное театральное строительство впитало в себя, в неравной, правда, степени, и продолжает использовать различные формы театров прошлого. Античные открытые театры, театры с портальной глубинной сценой, родившиеся в эпоху Ренессанса, елизаветинский английский театр, различные формы народного театра служат истоками современных форм спектакля. Театральная архитектура в своей эволюции создала широкую панораму композиционно образных решений. Среди них немало шедевров, без знания которых проектировать сейчас театр трудно. [c.218] Помещения театрально-концертного здания делятся на два взаимосвязанных сложных комплекса демонстрационный или сценический и зрительский. В сценическом комплексе спектакль или концерт подготовляется и осуществляется, в зрительском посетителей принимают, обслуживают. [c.219] Ядро демонстрационного комплекса-сцена, ядро его зрительской части-зрите пщый зал. Вместе они составляют основной сценографический узел, обе части которого нерасторжимо взаимосвязаны. Его устройство определяет основу композиции всего здания. [c.219] Расположение перечисленных помеще- взо,. ний диктуется для каждого из них технологическими требованиями. В больших городах, где театральных зданий несколько, специализированные мастерские и склады могут быть объединены и вынесены в отдельный комбинат. В самих театрах при этом останутся небольшие ремонтные мастерские и склады декораций только текущего репертуара. [c.220] Зрительская часть включает кроме зрительного зала кассовый и входной вестибюли, гардероб, фойе и кулуары, курительные, буфеты, туалетные. В некоторых случаях включаются помещения выставки или музея. Здание может быть сблокировано с кафе или рестораном со своими входами и выходами (рис. 13.3, а, б, в). [c.220] Совпадение функциональных процессов приводит к значительному сходству требований, предъявляемых при проектировании всех помещений, обслуживающих зрительский зал (вестибюль, фойе, буфеты и т.д.) как театра, так и концертного зала, и в значительной степени к помещениям артистического комплекса. Отличие обслуживающих концертное представление помещений обусловливается гастрольным характером концертной деятельности и применением сравнительно простых постановочных средств. В связи с этим в зданиях концертных залов производственные помещения сравнительно малы по площади, номенклатура их уже. Однако большое число актеров и музыкантов-участников концертных представлений-требует устройства обширных кулуаров для накопления актеров и значительных по площади артистических комнат. [c.222] Объем театрального, как, впрочем, почти всякого другого зрелищного здания, невелик по сравнению с современными жилыми домами, поэтому лучшим расположением театрального или концертного здания в городской застройке нужно считать его свободную постановку, когда оно отделено от соседних строений и красной линии магистрали достаточными интервалами. Это способствует выявлению его значимости и позволяет обеспечить к нему свободные подходы и подъезды, а также организацию удобных стоянок для автомобилей. Однако нельзя исключать возможность, а порой и целесообразность пристройки или даже встраивания театра или концертного зала в существующую застройку или во вновь проектируемый градостроительный комплекс. Такое решение особенно часто встречается при строительстве театра в сложившейся городской среде. [c.223] Главными входами в театр и концертный зал следует считать основные входы для зрителей. Их располагают с главной улицы или площади. В отечественной практике не принято разделять входы для зрителей партера и ярусов. [c.223] Однако в крупнейших театральноконцертных залах предусматривают отдельные изолированные подъезды для почетных гостей. В залах городских собраний и конгрессов может потребоваться, кроме того, устройство раздельных входов, вестибюлей и лестниц для делегатов, гостей, представителей прессы и т. п. с отдельными стоянками автомобилей. [c.223] Противопожарные нормы требуют обеспечения подъезда пожарных машин со всех сгорон здания театра или концертного зала. [c.223] Главный фасад здащ1я должен отступать от красной линии застройки не менее чем на 30 м, что (юзволяет создать перед входами буферную зону, которая служит для рассредоточения зрителей при эвакуации, а также является местом их встреч и ожидания друг друга перед нача юм спектакля. Здесь возможно устройство нарядного озелененного партера. [c.223] Около здания, или в подземном уровне, должна быть обеспечена стоянка для легковых автомобилей и автобусов из расчета 1 машина на 10 зрителей или работников театра. Площадь стоянок принимается 30 м иа ле1ковой автомобиль (вместе с проездами). При расположении автостоянок под землей желательно устройство теплых выходов из них непосредственно в вестибюли для зрителей и работников теагра. [c.223] В истории театра сложились две основные системы организации теа граль-ного действия. Одна, идугцая от античности, объединяет зрителей и театральное действие в объеме единого зала. Зрители при этом располагаются с трех сторон открытой сценической площадки. Устройство выхода для актеров и установка декораций возможны только у задней стеньг Другая, идущая от ренессанса и барокко, отделяет рамой портала действие на глубинной сцене от зрительного зала. [c.224] НИИ и строительстве театров. Целесообразно поэтому начать описание основного сценографического узла с нее и остановиться на ее устройстве более подробно. [c.224] ВОЗМОЖНОСТИ замены декораций, среди которых происходит театральное действие. Спектакль развивается в иллюзорной среде декораций, проще становится применение различных аксессуаров, обостряющих восприятие действия. Портальный проем позволяет при помощи специального огнезащитного занавеса создать необходимую защиту зрителей от пожара на сцене. Недостатком этой системы является ограниченность общения со зрителем, так как действие происходит за порталом, в другой среде, и спектакль воспринимается зрителем как зрелище, в котором он не принимает непосредственного участия. [c.227] Основным параметром, определяющим габариты и форму глубинной сцены, как и зрительного зала, является размер игровой площадки. Практика показывает, что активное действие большинства драматических спектаклей происходит на площадке шириной от 8 до 14 м и глубиной от 5 до 10 м. Уменьшение этих размеров ведет к невозможности организации даже самого простого спектакля. Увеличение же их, особенно глубины, затрудняет зрительное и слуховое восприятие игры актера с последних мест зрительного зала. Размеры сцены для музыкальных театров с участием балета (рис. 13.6, а, б) определяются теми же соображениями, но игровая площадка должна быть не менее 12 х 12 м, что влечет за собой соответствующее увеличение остальных размеров сцены. Исходя из размеров игровой площадки назначаются размеры портального проема, ширина которого в свою очередь определяет форму зрительного зала. Обычно ширина портала в драматическом театре составляет 10-14 м, в оперно-балет-ном-от 14 до 16м. [c.227] Ширина сцены складывается из ширины игрового пространства, или портала, и боковых пространств, достаточных для размещения специальных устройств, декорирующих боковые стороны сцены (кулис), объемных декораций, мест для наконления актеров, размещения светоапнаратуры и т.д. [c.227] Вернуться к основной статье