ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы НАУЧНОТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ Градостроительные и архитектурно-художественные особенности проектирования общественных зданий и сооружений из "Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений Издание 2 (нет страниц 321-352) " Учреждения и предприятия повседневного и периодического по.тьзования составляют общественное обслуживание местного значения (в жилой застройке микрорайонов и жилых районов). [c.13] Авторский коллектив под рук. [c.15] Приемы композиции общественных центров чрезвычайно разнообразны замкнутые и раскрытые площади сложные системы взаимосвязанных открытых пространств, перетекающих друг в друга улицы и даже целые планировочные узлы, связанные такими природными факторами, как река, озеро или зеленый массив (рис. 1.4). [c.16] История градостроительства знает много примеров размещения общественных зданий на площадях. Так, поставлен в Ленинграде бывший Алек-сандринский театр (ныне театр драмы им. A. . Пушкина) на площади, которую образуют Публичная Библиотека им. Салтыкова-Щедрина, сад и павильоны Аничкова дворца, жилой дом и корпуса бывш. Удельного Департамента (ныне здания хореографического училища). Аналогичным образом размещаются в Ленинграде-Исаакиев-ский собор, в Париже - Пантеон, Гранд Опера и Дворец инвалидов средневековые ратуши в Таллине, Львове, Лейпциге и во многих других городах. [c.16] Современная практика проектирования и строительства городов дает новые примеры композиционного решения общественных зданий и комплексов центр новой столицы Бразилии г. Бразилиа и центр новой столицы штата Пенджаб г. Чандигарх. В первом случае это цепь парадных площадей, гигантской лестницей спускающихся к водохранилищу по оси симметрии города с запада на восток. Наиболее парадные общественные здания города очень лаконичной и ясно читаемой формы с ярко выраженной осью симметрии связаны в единый ансамбль сложной системой пара-лельных и перпендикулярных осей, подчиненных главной оси всего ансамбля. Во втором - это яркий пример композиции, в которой единое пространство обтекает свободно поставленные здания. Постановка общественных зданий, из которых состоит правительственный центр - Капитолий, подчинена двум перпендикулярным осям главной, направленной из города на Гималайские горы, подчеркнутой протяженностью поставленного параллельно ей корпуса министерств (секретариата), и перпендикулярной ей пешеходной эспланаде, замкнутой с одной стороны дворцом Ассамблеи, а с противоположной- дворцом Правосудия. [c.16] К ней и образуют парадные курдонеры, создавая разнообразие и композиционные акценты улицы. Этот прием хорошо прослеживается на примере Невского проспекта в Ленинграде, где театр драмы имени A. . Пушкина, Гостиный двор и Казанский собор имеют перед собой открытые благоустроенные участки Невского проспекта, иногда называемые карманными площадьми , которые будучи поставленными с южной стороны проспекта впускают солнце, внося оживление в его теневую сторону (рис. 1.5). Такой же прием виден в постановке здания музея Революции на ул. Горького в Москве. [c.18] Огромную силу художественного воздействия обретают улицы, застроенные по обеим сторонам одинаковыми общественными зданиями, создающими своеобразные пропилеи, как. например, ул. зодчего Росси в Ленинграде. [c.18] Равнинный пейзаж и озерные дали, окутанные северными туманами, подсказали богатейший силуэт и серебристую гамму Преображенской и Покровской церквей в Кижах (рис. 1.9). Суровая Кремлевская стена с ее остросилуэтными и богатыми по членениям и деталям башнями были той архитектурной средой, в которой крупные и лаконичные членения небольшого по объему Мавзолея В. И. Ленина определили его художественную выразительность (рис. 1.10). Нева с ее расчленением на два рукава, создавшим естественную стрелку , подсказала образ Биржи, которая благодаря лаконичности объема с богатой светотенью окружающей его колоннады, стала одним из главных композиционных центров Ленинграда. [c.19] История архитектуры знает множество примеров великолепно вписанных в природные и урбанизированные условия жилых зданий. Однако, пожалуй, нигде так, как в архитектуре общественных сооружений, не прослеживается столь ясно и отчетливо взаимозависимость их архтек-турных приемов и решений с условиями, в которых они воспринимаются. [c.19] Организация внутреннего архитектурною пространства здания определяется функциональной целесообразностью, т.е. соответствием его объема тем социальным и технологическим процессам, для которых оно предназначено, и его формообразованием по законам красоты. Такая задача предполагает разграничение жизненных процессов с одновременным установлением необходимых и кратчайших связей в их системе. Как внутреннее, так и внешнее пространство обладают большой силой эмоционального воздействия на человека. Они способньг вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции. [c.19] Рационалисты, ярким представителем которых был К. Мельников, в отличие от функционалистов и конструктивистов, при создании своих композиций прежде всего учитывали психофизиологические законы восприятия пространства человеком. Результатами такого подхода явились такие сооружения, как клуб им. Русакова в Москве и павильон СССР на Международной выставке декоративного искусства в Париже 1925 г., о котором французский критик В. Жорж писал Он освобождает понятие объема от понятия сплошной массы. Он выражает третье измерение. Он создает ощущение пространства самим направлением архитектурных линий . [c.22] Общим для всех упомянутых мастеров являлось стремление к организации пространства, основанной на объединении однородных функциональных групп с четким их выделением. Противоположный подход мы встречаем в творчестве архит. Мис ван дер Роз, который в своих произведениях стремился к максимальному обобщению формы, придавая ей простей-нгие очертания. Редко расставленные опоры и г ладкие перекрытия путем несложной перестановки перегородок позволяли приспосабливать созданные им объемы под различные нужды. [c.23] Вернуться к основной статье