ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Построение букв, цифр и других знаков чертежных шрифтов из "Надписи на чертежах Издание 6 " Современные шрифты — графические формы изображения букв и цифр определенной системы письма — складывались на протяжении веков, и в основе многих из них лежат единые элементы. Для лучшего понимания строения шрифтов полезно ознакомиться с исторической закономерностью их развития. [c.7] На развитие русского шрифта большое влияние оказал латинский шрифт, построенный на единой с ним графической основе и возникший из шрифта древнегреческих надписей (VII—VI вв. до н. э.). Древнегреческий шрифт выразителен, прост и построен на простейших геометрических формах четкими линиями равномерной толщины (рис. 1,а). [c.7] Форма латинского шрифта не была единой и постоянной, она видоизменялась и существовала в различных вариантах. Основным и первоначальным его вариантом был шрифт капитальный — маюскул (лат. та]изси1и5 — несколько больший), состоящий исключительно из прописных (больших) букв одинаковой высоты. Надпись, сделанная маюскулом, выполнялась строго между двумя горизонталями, ни единым штрихом не выходя за пределы образованной ими строки (рис. 1, б). [c.7] Маюскул получил наибольшее распространение во II в. и. э. и применялся для торжественных монументальных надписей на колоннах, каменных плитах, триумфальных арках, стенах. Надписи маюскулом выполнялись медленным высеканием на камне по заранее намеченному контуру. [c.7] Другим вариантом рукописного латинского шрифта был курсив (лат. сиггёге — бежать, бегущий наклонный) — рис. 1, д. [c.8] Курсив, отличающийся неясностью и нечеткостью, употреблялся лишь для деловых записей или писем. [c.8] В XI—XII вв. произошли изменения и в минускуле вертикальные штрихи стали утолщать и выполнять ближе друг к другу, а округления делать с резкими переходами. Эти изменения привели к появлению нового шрифта, именуемого готическим (рис. 1, м). При всей своей ритмичности и декоративности готический шрифт явился боковой ветвью в развитии латинского шрифта. Он вышел из употребления к концу второй мировой войны. [c.9] Типограф Альд Мануций (1500 г.) разработал на той же основе первый типографский курсив, которым набирались книги. [c.9] Лука Пачоли (1509 г.) предложил построение буквы на основе квадрата, каждая из сторон которого разделена на десять частей, его диагоналей и вписанной в квадрат окружности. Все дуги были образованы точным движением циркуля (рис. 1, л). [c.9] Альбрехт Дюрер (1524 г.) отказался от окружности и диагоналей, предложенных Пачоли, и некоторые детали букв рекомендовал рисовать от руки (рис. 1, м). [c.9] Жоффруа Тори (1529 г.) предложил в квадрате со сторонами, разделенными на десять частей, менее контрастный шрифт с более крупными засечками (рис. 1, н). [c.9] В 1530 г. появился шрифт Клода Гарамона, характеризующийся малой контрастностью, округлостью перехода от основного штриха к засечкам, наклонностью осей в округлых формах (рис. 1, о). [c.9] В XVIII в. на единый с латинским шрифтом путь становится русский шрифт, до этого времени развивавшийся в самостоятельном направлении. [c.9] Древнерусский рукописный шрифт в своем историческом развитии имел несколько разных форм. Каждая форма постепенно перерастала в другую, некоторые долгое время сосуществовали рядом, служа разным целям. [c.10] Одним из древнейших русских шрифтов — уставом (рис. 2, а) написаны самые ранние памятники русской письменности. Буквы стоят прямо, вертикальные штрихи строго перпендикулярны к строке. Буквы тяжелы и угловаты, приземисты и квадратны расставлены они редко, просторно. Это стиль медленного, спокойного письма в период, когда потребность в книгах была невелика и переписывались они в монастырях с большой затратой времени. [c.10] В более позднем уставе пробелы уменьшаются, буквы становятся менее приземистыми и крупными, пишутся ближе друг к другу. [c.10] В XIV в. в период возрастающей потребности в книгах возникает полуустав (рис. 2, б). Шрифт обретает быстроту и размашистость буквы становятся еще мельче, их геометричность нарушается многие буквы заметно упрощаются в написании письмо становится чуть наклонным. [c.10] В конце XIV—XV вв. развитие письма привело к возникновению скорописи (рис. 2, в). Буквы теряют отчетливость, одна и та же буква пишется в разных вариантах (в зависимости от удобства) буквы, стоящие рядом, связываются. Нажимы и взмахи пера становятся энергичными, легкими и свободными, штрихи выходят далеко за пределы строки — осями, петлями, крючками. В XVII в. скоропись по изощренности и красоте достигла подлинного искусства. [c.10] Церковно-феодальные традиции в развитии шрифта препятствовали распространению просвещения и изменившимся культурным потребностям в конце XVII и начале XVIII в. Создание нового, гражданского шрифта (1708 г.) явилось одним из важных мероприятий Петровской эпохи (рис. 2, г). Реформа должна была способствовать освобождению культуры от консервативных традиций, влияния церкви, сближению письменности России с письменностью Западной Европы. В основе гражданского шрифта лежал не полуустав, а деловая скоропись XVП в., значительно упрощенная и переработанная. Деловитость в нем явно преобладала по сравнению со старомодным декоративным полууставом. [c.10] Вернуться к основной статье