ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Фотографическая звукозапись из "Акустика " Различают фонограмму переменной ширины (рис. 9.20, б) и переменной плотности (рис. 9.20, в)..В первом случае ширина фонограммы меняется, а прозрачность остается постоянной, во втором — при неизменной ширине фонограммы меняется ее прозрачность. Преимущество способа переменной плотности— более широкая полоса частот, так как он менее критичен к точности установки пишущего штриха. Но при записи способом переменной плотности требуется тщательный подбор режима проявления, при отступлении от него увеличиваются нелинейные искажения. Кроме того, отдача фонограммы переменной плотности меньше отдачи фонограммы переменной ширины. По указанным причинам в настоящее время в подавляющем большинстве случаев используют фонограмму переменной ширины. В зависимости от конструкции модулятора света фонограмма получается односторонней (рис. 9.20, б), двусторонней (симметричной) и даже с несколькими одинаковыми дорожками. [c.243] Ширину пишущего штриха выбирают равной примерно 5 мкм, что позволяет уменьшить нелинейные искажения записи и получить освещенность пишущего штриха порядка 10 лк. Это облегчает процесс записи. Ширину читающего штриха берут больше, примерно 20 мкм, чтобы увеличить световой поток, падающий на фонограмму, и соответственно увеличить фототок. [c.243] В качестве модулятора света Спользуют преобразователи электромеханического типа (зеркальный гальванометр, гальванометр с подвижной заслонкой, ленточный и петлевой осциллографы), электрооптического типа (с лампой тлеющего разряда или с ячейкой Керра) и электронно-лучевого типа (электронно-лучевая трубка). [c.243] пропускание фонограммы Г, оптическая отдача, коэффициент модуляции (или т), отношение сигнал-помеха и связанный с этим отношением динамический диапазон фонограммы. [c.243] При т = О О = оо, при т = 10=0. Зависимость оптической плотности от экспозиции Я = /, где Е — освещенность, t — время экспозиции, показана на рис. 9.21. Минимальное значение оптической плотности для неэкспонированной киноленты, т. е, при Я = О, определяется вуалью. [c.243] Амплитуда переменной составляющей пропускания фонограммы определяет оптическую отдачу фонограммы. [c.244] Тогда 0,9. Для увеличения оптической отдачи применяют высококонтрастную ленту. [c.244] Чтобы фоног()амма переменной плотности не вносила нелинейных искажений, необходима прямо пропорциональная зависимость плотности от экспозиции, но такая зависимость фактически нелинейна (см. рис. 9.21). Правда, нелинейности негативного и позитивного процессов взаимно обратны. Поэтому происходит частичная компенсация нелинейных искажений. Степень компенсации сильно зависит от режима фотохимической обработки, поэтому обеспечить приемлемый коэффициент гармоник довольно трудно и способу записи с фонограммой переменной плотности свойственны заметные нелинейные искажения. [c.244] Царапины и грязь уменьшают отношение С/П до 33. .. 35 дБ. Для фонограммы переменной плотности С/П 30 дБ. Путем применения шумоподавителя отношение С/П улучшают примерно в 2.5 раза (на 8 дБ). [c.244] Принцип действия шумоподавителя выпрямленное напряжение сигнала управляет положением заслонки (маски) модулятора света так, что ширина дорожки в паузе и/при сигналах небольшого уровня минимальна. Благодаря этому шум в паузе и при сигналах малого уровня уменьшается. Чтобы автоматическое регулирование ширины дорожки не создавало ощущения искажений, длительность перехода от минимальной ширины дорожки к максимальной (время открытия) должна составлять 15. .. 20 мс, а длительность обратного перехода (время закрытия) 0,15. .. 0,25 с. [c.244] При формировании фонограммы переменной плотности управляющее напряжение смещает рабочую точку на характеристике негативного процесса О == / (Я) в сторону меньших экспозиций при записи сигналов небольшого уровня, что уменьшает коэффициент пропускания позитивной фонограммы и тем самым уменьшает влияние загрязненности фонограммы в процессе эксплуатации фонограммы. [c.244] Для уменьшения щелевых искажений нужно сужать читающий штрих. Но при этом уменьшается чувствительность воспроизводящего устройства и более резко проявляется непараллельность пишущего и читающего штрихов. Компромиссом является ширина читающего штриха 20 мкм. [c.245] Искажения из-за неточной настройки читающего штриха вызваны тремя причинами неточной фокусировкой светового луча, при этом в плоскости фонограммы не образуется четко очерченного штриха, что равносильно расширению штриха неравномерностью освещенности по длине штриха, что приводит к нелинейным искажениям непараллельно-стью пишущего и читающего штрихов, что также эквивалентно расширению читающего штриха. Спад АЧХ на верхних частотах, обусловленный непараллельностью штрихов, определяется коэффициентом перекоса. [c.245] Пусть ширина штриха б = 20 мкм, максимальная ширина дорожки записи / = 1,5 мм (для фонограммы на 16-мм киноленте), угол перекоса а= 30, / ах 6 кГц, чему соответствует длина волны записи при скорости у = 183 мм/с = 183-103/6-103 =. 30 мкм. Коэффициент перекоса составит 0,68 (—3,3 дБ). [c.245] Практически используются киноленты шириной.70 35 17,5 16 и 8 мм, причем фотографическая фонограмма предусмотрена только на лентах шириной 35, 16 и 8 мм (последняя типа Супер). Расположение дорожек показано на рис. 9.24. Размеры и расположение дорожек для лент шириной 35 мм определены ГОСТ 20059—74 и для лент шириной 16 мм — ГОСТ 11360—65. Скорости движения фотографических фонограмм кинофильмов равны соответственно 456 Мм/с и 183 мм/с при частоте проекции 24 кадра в секунду, принятой в кинематографе, и 475 мм/с и 190 мм/с при частоте проекции 25 кадров в секунду, принятой в телевизионном вещании (см. табл. 9.13). [c.245] Поскольку проекция изображения осуществляется при скачкообразном движении киноленты, а воспроизведение фонограммы должно осуществляться при непрерывном движении ленты, изображение и звук сдвинуты относительно друг друга так, что фонограмма опережает центр относящегося к нему изображения на 21 0,5 кадра на 35-мм ленте, на 26 0,5 кадра на 16-мм ленте и на 22 1 кадр на ленте Супер-8. При движении лента смещается влево вправо от направления перемещения. Чтобы это не нарушало воспроизведения фонограммы, длину читающего штриха устанавливают несколько больше максимальной ширины дорожки записи, например для фонограммы на 35-мм ленте — 2,15 мм. [c.246] Фотографическая фонограмма, как правило, используется лишь в массовых копиях кинофильмов. Все предварительные и промежуточные процессы записи звука ведутся магнитным способом (см. 9.4). [c.246] Вернуться к основной статье