ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Электроакустическое оборудование студий и. аппаратных из "Акустика " Микшерный пульт представляет собой устройство, состоящее из конструктивно объединенных блоков и предназначенное для обработки звуковых сигналов, подготовки, формирования и выпуска программы звукового вещания. [c.182] Современные пульты являются наиболее сложными устройствами в трактах формирования и обладают большими функциональными возможностями. В их состав входит большое число различных блоков, а число органов управления в некоторых микшерных пультах превышает 2000. [c.182] Основные операции, которые осуществляют с помощью микшерных пультов регулировка уровней звуковых сигналов от отдельных источников и их смешивание в определенных соотношениях регулировка уровней от источников, сгруппированных определенным образо общая регулировка уровней звукового сигнала изменение частотного спектра звуковых сигналов усиление сигналов дополнительная автоматическая регулировка уровней и динамического диапазона с помощью авторегулятора уровня изменение акустической окраски звучания с помощью устройств искусственной реверберации, подключаемых к пульту формирование вещательных передач из отдельных фрагментов визуальный и ( луховой контроль звуковых сигналов с помощью различных измерительных приборов и устройств прослушивания. [c.182] По назначению микшерные пульты условно можно разделить на три группы звукорежиссерские микшерные пульты записи микшерные пульты перезаписи и монтажа вещательные микшерные пульты. [c.182] По числу последовательно включенных каналов пульты записи подразделяются на двухзвенные и трехзвенные. Трехзвенные пульты содержат индивидуальные (микрофонные), групповые и общие каналы. Двухзвенные пульты групповых каналов не имеют. [c.183] Микшерные пульты перезаписи и монтажа обычно бывают самыми простыми по устройству, чаще всего содержат четыре — шесть входных и два выходных канала. [c.183] Вещательные микшерные пульты содержат шесть — восемь входных каналов и два выходных канала. Входные каналы выполняют либо все универсальными (высокого и низкого уровня), либо два входных канала выполняют низкого уровня (на них подают сигналы с микрофона), а остальные — высокого уровня. [c.183] Микшерные пульты первого поколения были монофоническими, второго — монофоническими и стереофоническими, третьего — практически все могут быть использованы для стереозаписи (или стереофонического вещания). [c.183] В состав микшерных пультов входят различные усилители (микрофонные, промежуточные, линейные и другие), частотные корректоры (плавного подъема и завала, среза, присутствия), ручные регуляторы уровня (индивидуальные, групповые, общие), автоматические регуляторы уровня (компрессоры, шумо-подавители, ограничители), сборные шины, измерители уровня, устройства управления, коммутации и сигнализации. [c.183] При проектировании микшерных пультов для описания и удобства анализа их работы широко применяют структурные схемы. На них условными обозначениями показывают все блоки, через которые проходят сигналы звукового вещания (усилители, регуляторы, корректоры, коммутаторы, аттенюаторы и т.д.). [c.183] Рассмотрим типовую структурную схему на примере двухзвенного микшерного пульта (рис. 7.19). [c.183] В состав каждого индивидуального входного канала микшерного пульта входят универсальный усилитель (УУ), состоящий из симметрирующего чустройства — в данном случае трансформатора (Т), переключателя чувствительности — аттенюатора (Ат) и микрофонного усилителя (МУ) частотный корректор (Кор) компрессор (Ком), индивидуальный регулятор уровня (ИР) промежуточный усилитель (ПУ). Каждый общий (выходной) канал содержит последовательно включенные промежуточный усилитель (ПУ), общий регулятор уровня (ОР), еще один ПУ, инерционный ограничитель уровня (Огр) и линейный (выходной) усилитель (ЛУ). С выхода индивидуальных входных каналов на входы общих выходных каналов звуковые сигналы поступают через сборные шины. [c.183] Входной универсальный усилитель предназначен для усиления звуковых сигналов, приходящих от любого источника микрофона, магнитофона, соединительной линии, а в телевидении также от видеомагнитофонов или кинопроекционной аппаратной. Так как уровень сигналов на выходе различных источников неодинаков, то в пультах всегда предусматривают переключатель чувствительности, обозначенный в данном случае Ат. Диапазон входных уровней составляет обычно +12. ... ..— 78 дБн. [c.183] К микрофонному усилителю предъявляют также требования повышенной помехозащищенности. На его вход поступают с микрофона слабые сигналы (по сравнению с другими источниками), и поэтому именно микрофонный усилитель определяет собственные шумы всего микшерного пульта. [c.184] Еще одно требование к МУ — это необходимость иметь перегрузочную способность не менее 26. .. 30 дБ. Ведь плавные.регуляторы уровня ИР и ОР стоят после него, поэтому с их помощью невозможно в случае перегрузки снизить уровень на входе МУ, а переключатель чувствительности Ат во время записи или непосредственного вещания использовать нельзя, так как он изменяет уровень ступенями сразу через 6 или 10 дБ. [c.184] При проектировании звуковой аппаратуры обычно вход и выход делают симметричными, так как при этом обеспечивается лучшая помехозащищенность. Поэтому и в микшерных пультах все входы делают симметричными. [c.184] В рассматриваемом микшерном пульте симметрирование обеспечивается трансформатором (Т). Кроме того, для снижения шумов входные цепи тщательно экранируют, включая трансформатор. Внутри пульта связь между отдельными блоками несимметричная, что значительно облегчает его построение. [c.184] Входное сопротивление микшерного пульта также определяется его первым звеном, т. е. универсальным усилителем. В современных микшерных пультах для микрофонных каналов входное сопротивление обычно принимают равным 200, 600 или 1000 Ом, а для каналов высокого уровня — чаще всего 5 или 10 кОм. [c.184] С выхода УУ сигналы поступают на корректор Кор, представляющий собой набор фильтров и предназначенный для частотной обработки звуковых сигналов. Частотные корректоры всех современных микшерных пультов имеют в своем составе по крайней мере три типа фильтров плавного подъема и завала нижних и верхних частот, среза нижних и верхних частот, присутствия . В некоторых звукорежиссерских микшерных пультах имеется также четве ()тый тип частотных корректоров — графический корректор, называемый также эквалайзером. С помощью корректоров можно осуществлять относительное усиление или ослабление отдельных частот в пределах 20 дБ, срезать нижние и верхние частоты с крутизной 12. .. 18 дБ/октава и т.д. [c.184] Музыкальные компрессоры обычно не имеют в своем составе порогового шумоподавите-ля. Время срабатывания у них также составляет 1 мс, а время восстановления с помощью переключателя может выбирать звукорежиссер обычно в пределах 0,1. .. 2 с. Величину сжатия также можно выбирать — она составляет 5, 10, 15 и 20 дБ. [c.184] Вернуться к основной статье