ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Оптимальная реверберация в студиях и приемных помещениях из "Акустика " Если первичный источник звука и слушатель находятся в одном и том же помещении величина оптимальной реверберации определяется по рис. 7.7, а, где кривая 1 — для речевых передач 2 — для малых музыкальных форм и оперных театров 3 — для концертных залов (симфоническая музыка) 4 — для органной музыки (штриховой даны приближенные аналитические зависимости). [c.167] ТД1 по следующим приближенным формулам (точность около 10 %), где — в секундах, V—в кубических метрах для речевых передач опт 0 — 0,05 для малых музыкальных форм и оперных театров = == 0,4 lg К — 0,15 для симфонической му-31[э1Ки Т опт 0 5 1б У — 0,3. [c.168] Если в помещении будут исполняться различные программы, то выбирают или среднее значение реверберации для всех видов программ, или такое значение, которое соответствует наиболее важной или наиболее частой программе. Например, для клуба, который в основном используется для докладов и лекций, оптимальное время реверберации должно быть близким к речевому в концертном зале, используемом в основном для музыкальных передач, время реверберации выбирается близким к времени музыкальных передач и т.п. [c.168] Иногда в универсальных залах применяют переменное поглощение или устройства искусственной реверберации, включая амбиофо-нические системы. Фактическое время реверберации при этом не должно отличаться от оптимального более чем на 10 %. Оптимальное время реверберации в зависимости от частоты имеет разную величину. На рис. 7.7, б приведены пределы, в которые должно укладываться относительное время реверберации для музыкальные (У) и речевых (2) передач (за единицу принято время реверберации на частоте 500 Гц). [c.168] Акустические расчеты помещения начинают с определения объема помещения и оптимального времени реверберации. Затем подсчитывают имеющийся фонд поглощения на всех средних октавных частотах от 125 до 8 ООО Гц (иногда заменяют 8000 Гц на 6000 Гц, так как для частоты 8000 Гц часто неизвестны коэффициенты поглощения). Затем подбирают дополнительные поглощающие материалы так, чтобы время реверберации на всех расчетных частотах укладывалось в заданные пределы рис. 7.7, б с точностью до Ю %. [c.168] Снижение времени реверберации в сторону низких частот не допускается. В сторону высоких частот от 500 Гц рекомендуется подъем до 40% на частотах 2000. .. 3000 Гц. Для больших студий фактическое время реверберации с учетом затухания в воздухе (по полной формуле Эйринга) на частоте 8000 Гц не должно быть менее 1 с. Оптимальной частотной характеристикой времени реверберации для речевых студий является частотно-независимая во всем диапазоне частот. Допускается спад в сторону высоких частот не более 30 % на частоте 5000 Гц) и в сторону низких частот. Подъем в сторону низких частот не допускается (см. ограничивающие рамки 2 на рис. 7.8, б). [c.169] Пример. Определить эквивалентную реверберацию в двух точках помещения Гх = 0,5 м и Ag — 5 м для следующих его параметров V= 1000 м3, 700 м2, Т = 1,2 с, Qh = 2. Акустическое отношение получается соответственно равным 0,036 и 3,6, а эквивалентная реверберация —0,49 и 1,08 с. [c.169] Вернуться к основной статье