ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Техническая эксплуатация микрофонов из "Акустика " На каждый микрофон ведется эксплуатационный паспорт и журнал учета, в которые вносятся результаты периодических испытаний, замеченные неисправности, меры, предпринятые к их устранению и их результаты. Периодические испытания микрофонов заключаются в том, что один раз в полгода измеряют характеристики микрофонов и сличают с указанными в его паспорте. В случае существенного расхождения (больше 3 дБ) микрофон должен быть снят с эксплуатации и отправлен в ремонт. [c.99] Если в данной организации практикуется во всех или в некоторых записях или передачах одновременное использование нескольких микрофонов в одном электрическом тракте, то необходимы предварительное определение и обозначение их полярности. Это требуется во избежание возможности их включения в противофазе, что приводит к полной или частичной компенсации выходных напряжений микрофонов. [c.99] При эксплуатации микрофоны укрепляют на подставках, стойках у треногах или штативах различной длины коротких, если микрофон устанавливают на Ьоле или кафедре, и длинных при установке на полу иногда применяют Выдвижные (простые и телескопические) штативы. В больших студиях микрофоны подвешивают на журавлиу — специальные передвижные устройства, позволяющие перемещать микрофоны выше головы исполнителя в различные точки студии даже во время передачи. [c.99] Для репортажных условий микрофоны снабжают ручкой или удочкой у позволяющей ведущему передачи держать микрофон на расстоянии до 1...1,5м. Некоторые виды таких устройств показаны на рис. 5.54. [c.99] На рис. 5.55 показаны распространенные виды крепления и электрического соединения микрофонов. [c.105] При эксплуатации микрофонов необходимо применять меры для предохранения от повреждений кабелей, которые приходится временно прокладывать в студиях. [c.105] Микрофоны очень чувствительны к малейшим вибрациям, сотрясениям, толчкам, которые могут возникать в помещении, где установлен микрофон, и передаваться через ограждающие поверхности (строительные конструкции) и соприкасающиеся с микрофоном предметы (например, стол или штатив). Поэтому микрофон должен быть надежно амортизирован. Особенно тщательно следует амортизировать микрофоны, установленные на журавлях , и те, которые необходимо перемещать (например, в кино и телестудиях при панорамировании). [c.105] Конденсаторные микрофоны во время работы находятся под напряжением, поэтому двигать, переставлять и переносить их рекомендуется при отключении питания. Располагать конденсаторные и ленточные микрофоны, их соединительные кабели следует возможно дальше от проводов и кабелей сети переменного тока. [c.105] Вместе с противоветровой защитой микрофоны следует предохранять от повышенной влажности. Для этого некоторые противоветровые экраны покрывают или пропитывают влагоотталкивающими (кремнийорганическими) составами. Имеются также влагозащитные чехлы и футляры, применяемые при работе и хранении микрофонов. [c.106] По окончании работы на динамические катушечные микрофоны необходимо надеть непромокаемый чехол (лучше из полимерной пленки), предохраняющий от попадания пыли и железных опилок. Микрофоны необходимо хранить в помещении с относительной влажностью воздуха не выше 85 % в отсутствие в нем вредных примесей и при температуре не ниже +5°С. По сравнению с ленточными и конденсаторными динамические микрофоны более устойчивы к сотрясениям, а также к изменениям температуры и влажности. [c.106] Условия эксплуатации и хранения ленточных микрофонов в основном такие же, но наличие в них тончайшей и свободно висящей ленточки требует еще большей осторожности. Чтобы ленточка не провисла, микрофон следует хранить всегда в футляре, в вертикальном положении на подставке, стойке и тому подобных устройствах. По окончании работы и выключении питания на конденсаторный микрофон необходимо надеть специальный предохранительный чехол из влагонепроницаемой ткани или пленки. Следует иметь в виду, что повышенная влажность воздуха вызывает снижение чувствительности и повышение уровня шумов. Именно поэтому конденсаторные микрофоны редко используют для работы на открытом воздухе. [c.106] Осторожное обращение со всеми микрофонами необходимо и во время обычных проб перед работой. Ни в коем случае не следует дуть в микрофон или стучать по его корпусу, достаточно негромко сказать несколько слов на расстоянии 10...15 см от микрофона. [c.106] В процессе эксплуатации микрофонов необходимо систематически (не реже двух раз в год) проверять их параметры. При этом измеряют основные технические показатели микрофона осевую чувствительность, частотную характеристик по фронту и тылу, частотные характеристики с включением корректоров и некоторые другие параметры в соответствии с паспортом или ТУ на микрофон. Одновременно проверяют все соединительные кабели, питающие устройства, а также и другие детали, входящие в комплект микрофона. [c.106] Важное значение для практики имеет расстановка микрофонов. В большинстве случаев, за исключением таких, как использование микрофонов на трибуне, в президиуме, перед диктором, в руке и т. п. расстановка их является частью творческого процесса звукорежиссера, с помощью которого он добивается задуманного им качества звучания. Тем не менее и инженер, отвечающий за эксплуатацию микрофонного и усилительного оборудования, должен быть знаком хотя бы с основами правильной расстановки. Посл.ед-няя заключается в выборе оптимальной угловой ориентации микрофона относительно воспринимаемого источника звука и расстояния микрофона от него. [c.107] Что касается выбора расстояния от источника, то его значение в основном определяется свойствами помещения, в котором находятся микрофоны и источник звука, и свойствами последнего. [c.107] Вопрос о числе, технических характеристиках и расстановке используемых при записи микрофонов — один из наиболее важных, но вместе с тем и наиболее сложных вопросов, стоящих перед звукорежиссером в процессе его повседневной работы. [c.108] Вернуться к основной статье