ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Процессы записи из "Электроакустика " Механическая запись подразделяется на два вида 1) запись с последующим размножениеим копий для проигрывания, 2) запись для непосредственного проигрывания. Первый вид получил широкое распространение — это запись, с помощью которой получается современная граммофонная пластинка. Второй вид использовался для репортерских нужд, составления некоторых программ радиовещания и для любительской записи. В настоящее время для этих целей применяется магнитная запись. Однако разработка записи для непосредственного проигрывания с оригинала привела и к. некоторому иаменению в технике записи граммофонных пластинок. Примерно до 1950 г. запись для размножения копий велась на дисках из воскоподобного состава — материала относительно мало прочного, но не требовавшего большой мощности для приведения в колебание пишущего резца. Для непосредственного проигрывания потребовался более прочный материал звуконосителя. В качестве такого стали применять тонкие слои лака, нанесенного на подложку — основание в виде металлических, стеклянных или пластмассовых дисков. Развитие техники записи на лаковые пленки позволило отказаться от применения восковых дисков для получения оригиналов граммофонной записи. [c.234] Если к рекордеру подведен ток звуковой частоты, то резец колеблется поперек хода бороздки, в результате чего бороздка получается извилистая (рис. 6.2) и повторяет форму записываемого колебания. [c.235] Лаковый диск с полученной на нем записью служит для получения копий. После нанесения на него тончайшего слоя серебра или золота с него в гальванопластической ванне снимается медная отцовская матрица, на которой все бороздки оказываются выпуклыми. После тонкой подшлифовки отцовская матрица используется для снятия вторых копий — материнских (с углубленными бороздками). С материнских матриц снимаются дочерние с выступающими бороздками. С помощью этих последних на мощных прессах с подогревом отштамповываются граммофонные пластинки из пластической массы (специальных смол), достаточно прочной, чтобы выдерживать многократное проигрывание воспроизводящей иглой, идущей по бороздке. [c.236] Напомним, что первоначально граммофонная запись велась чисто механическим путем (фонограф Эдиссона и первые аппараты записи на диск) система приемных рупоров со звуководами-труб-ками подсоединялась к капсюле с мембраной, приводившей в колебание резец с помощью рычажного устройства. При воспроизведении пластинок игла граммофона, связанная с мембраной, установленной в горле рупора, идя по бороздке записи, заставляла колебаться мембрану, которая излучала звук с помощью рупора. [c.236] Примерно В 1925 г. механический юпособ записи был вытеснен электроакустическим, а затем и воспроизведение пластинок стало вестись практически только с помощью электроакустического снима-теля записи — адаптера. В адаптере игла, идущая по бороздке, связана с подвижной частью электромеханического преобразователя — генератора, и полученное на электрической стороне адаптера напряжение подается через усилитель к громкоговорителю. Для правильного воспроизведения записи с пластинок любой фирмы или завода с помощью (граммофонов любого производства требуется некоторая стандартизация характеристик записи. [c.237] Стандартизуется глубина, ширина и профиль бороздки, размеры диска пластинки, число бороздок на 1 мм радиуса пластинки и размеры кончика иглы, идущей по бороздке. Кроме стандартизации этих чисто геометрических характеристик, устанавливается также определенная зависимость между амплитудой отклонения бороздки от среднего положения и частотой при подаче на рекордер синусоидального сигнала с постоянной амплитудой напряжения. Эта зависимость, называемая частотной характеристикой записи, должна обеспечивать при проигрывании сигнала, записанного при постоянной амплитуде напряжения на рекордере, такую же постоянную амплитуду напряжения — на выходе адаптера. [c.237] С учетом возможностей технологии записи и размножения, свойств электромеханических преобразователей — рекордера и адаптера—первоначально для записей со скоростью вращения 78 об/мин применялась запись с постоянной амплитудой скорости резца на частотах выше 300 Гц, а на более низких частотах выдерживалось условие постоянства амплитуды отклонения резца при постоянной амплитуде напряжения. На частотах выше 4500— 5000 Гц при этом стандарте записи на пластинках из естественных смол с абразивным наполнителем (который был необходим, чтобы противостоять значительным усилиям, развивающимся между стальной иглой и бороздкой) запись было трудно осуществить так, чтобы при воспроизведении не появлялся шумовой фон. Для этого потребовалось бы искусственно увеличить амплитуду записи на высоких частотах, введя предыскажение в сигнал. Тогда при воспроизведении можно было бы, наоборот, уменьшить усиление высоких частот, улучшив в конечном итоге отношение сигнал/шум. Однако увеличение амплитуд записи на высоких частотах ведет к чрезмерному уменьшению радиусов кривизны в участках максимального отклонения извилин бороздки (рис. 6.3). [c.237] На высоких частотах в современных записях характеристика записи имеет подъем, который, как упоминалась выше, позволяет возможно больше поднять уровень записи программы над неизбежным уровнем шума неоднородности материала носителя. Во избежание слишком большой амплитуды записи в области низких частот добиваются характеристики более или менее плавно спадаю-ш,ей с понижением частот. Характеристика воспроизведения в адаптере и тон-коррекция амплитудно-частотной характеристики усиления усилителя воспроизведения имеют обратный, спадающии на высоких частотах, ход. Шумы носителя имеют относительно равномерный частотный спектр и, вследствие большей чувствительности уха к высоким звуковым частотам, слышны обычно как высокий шипящий звук. При воспроизведении с частотной характеристикой, падающей на высоких частотах, этот шум подавляется, а запись с приподнятыми высокими частотами приобретает нормальное звучание. На рис. 6.4 приведены характеристики записи и воспроизведения для Современной граммофонной записи и иллюстрация подавления шумов носителя. [c.239] Вернуться к основной статье