ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Требования к электроакустической аппаратуре радиовещания и телевидения из "Электроакустика " Основные требования к электроакустической аппаратуре радиовещания и телевидения (микрофонам и громкоговорителям) вытекают, с одной стороны, из свойств источников звуков, участвующих в программах передач — музыкальных инструментов и голоса человека и, с другой, из свойств слуха человека. Выполнение этих требований обеспечивает впечатление естественности звучания, незаметности искажений звуков, переданных аппаратами, по сравнению с натуральным звучанием при непосредственном слушании. [c.126] Распределение уровней по частотам звукового диапазона у различных источников, конечно, различно. Статистические исследования сигнала, идущего по тракту низкой частоты во время радиовещательной передачи (работы Н. Л. Безладнова), показали, что наибольшие уровни встречаются на частотах 200—1500 Гц (рис. 4.13). Отсюда вытекает, что составляющие передаваемого звука, лежащие в области очень низких и очень высоких частот, меньше влияют на качество передачи, чем составляющие средних частот. [c.126] Ухо не очень чувствительно к неравномерности передачи уровней по частоте. Исследования показывают, что пики в частотной характеристике электроакустического тракта (величина -f-Л на рис. 4.1) могут достигать 3 дБ и провалы (—Л) — 5 дБ без заметного влияния на качество передачи. Слышимость нелинейных искажений также подробно изучалась и на основании упомянутых выше последних работ, проводившихся в СССР, установлены допустимые значения нелинейных искажений в зависимости от класса передачи. Допустимый коэффициент гармоник в зависимости от частоты при синусоидальном сигнале номинального уровня дан в табл. 4.1. [c.127] На качество воспроизведения музыки и речи сильно влияет наличие посторонних шумов, прослушивающихся во время передачи. Источником их может быть и электроакустическая аппаратура — микрофоны и звукозаписывающая аппаратура. Приведем результаты исследования слышимости шумов при передаче звуковых программ. В табл. 4.2 даны в децибелах значения уровня помехи, лежащей на пороге заметности, относительно номинального уровня сигнала. [c.128] Эти данные показывают, что требования к входным цепям и микрофонам трактов передачи музыки и речи весьма жестки. [c.128] Идея восстановления звуковой перспективы путем передачи по нескольким раздельным каналам от нескольких микрофонов, расставленных вдоль эстрады (оркестра, сцены), была реализована Флетчером в США в 1937 г. Как оказалось, с помощью трех- и пятиканальных систем удается достаточно хорошо воспроизвести звуковую перспективу. Качество воспроизведения звуковой перспективы зависит от целого ряда условий в такой системе от вида характеристик направленности микрофонов и громкоговорителей системы, от способа их размещения и от места расположения слушателя относительно системы громкоговорителей. Характеристики таких систем и требования к ним в настоящее время исследуются. [c.129] Вернуться к основной статье