ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Электромеханические и электроакустические аналогии Принцип электромеханических аналогий из "Электроакустика " Ом впервые высказал мысль, что простое слуховое ощу щение возникает лишь при слушании чисто синусоидального колебания. Как только форма колебания усложняется, появляются гармоники — так возникают впечатления окраски звука или тембра, как говорят музыканты. Ому удалось установить, что ухо как бы анализирует периодический звук по отдельным гармоническим составляющим, и эти составляющие вызывают раздельные ощущения. При определенной тренировке и длительном вслушивании можно мысленно разделить сложное периодическое колебание и определить, какие гармоники в данном звуке присутствуют. Особенность слуха воспринимать сложную форму периодических звуков как окраску или тембр широко используется в музыке. Она послужила основой создания многообразных музыкальных инструментов. Способность различения тембра тесно связана также с нашей способностью различать звуки речи. Гельмгольц, основоположник резонансной теории слуха, исходил при ее создании из акустического закона Ома, гласящего, что ухо способно разложить сложный звук на составляющие его простые (синусоидальные) тоны. [c.27] В заключение этого параграфа и всей главы в целом следует добавить, что как на восприятие громкости, так и высоты тембра звука, влияют в определенной мере все три его физические характеристики интенсивность, частота и спектральный состав. Гак, из свойств слуха, рассмотренных в параграфах 1.4—1.9, следует, что громкость звука, определяемая на слух, в первую очередь, конечно, зависит от его интенсивности, но одновременно с этим и от его частоты и от его спектрального состава. [c.28] Эксперименты показывают также, что звуки высоких частот большой интенсивности кажутся несколько более низкими по высоте, чем звуки малой интенсивности. Наконец, разница в окраске звуков на низких и средних частотах ощущается очень отчетливо даже при небольших изменениях спектрального состава, а для звуков высоких частот те же изменения в спектре меньше меняют эту окраску. Схема связи между слуховыми ощущениями и физическими свойствами может быть представлена так, как это сделано на рис. 1.9. [c.28] С математической точки зрения эти уравнения ничем не отличаются коэффициенты Ь, Я, С ъ (2.1) (индуктивность, активное сопротивление и емкость) полностью совпадают с коэффициентами т, г, с (масса, коэффициент трения и гибкость) в (2.2). Иско-хмая функция I совпадает с г , а известная функция в правой части и — с функцией /. Разница только в использованных обозначениях. [c.29] Эта система имеет некоторые преимущества при составлении электрических эквивалентных схем, однако к моменту ее появления первая система уже столь широко применялась и техника использования ее была столь развита, что практического применения вторая система не нашла. [c.31] Вернуться к основной статье