ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Характеристика красителей, применяемых для окраски тканей из "Материаловедение " Для окраски тканей применяют красители естественного и искусственного происхождения. Первые в настоящее время добывают преимущественно из растений, но в ограниченном количестве, вторые же изготовляют из продуктов переработки каменноугольной смолы (бензола, толуола, фенола, нафталина, антрацена и т. д.), а также из продуктов, полученных синтетическим путем. Эти красители имеют большое применение и почти вытеснили красители естественного происхождения. [c.28] Прямые красители в условиях красильно-прачечных предприятий применяют преимущественно для хлопчатобумажных, льняных тканей и искусственного шелка, за исключением ацетатного кислотные красители — для окраски тканей из шерсти и натурального шелка. [c.29] Наиболее распространенными для окраски и перекраски готовых изделий являются прямые красители. Способ крашения ими прост и доступен в условиях прачечных. Они дают разнообразные оттенки, легко смешиваются и закрашивают другие красители. [c.29] Прямые красители имеют неодинаковую устойчивость окраски против стирки, света, трения и других воздействий. Некоторые из них могут быть закреплены обработкой окрашенных тканей растворами медного купороса, двухромовокислого калия или натрия (хромпика) или же специальными закрепителями ДЦУ и ДЦМ. Для тех красителей, которые закрепляются солями металлов, к названию красителя прибавляется буква М (медь) или X (хром). [c.29] Следует учитывать, что выпускаемые красители одного цвета могут иметь различные оттенки. Для указания на оттенок к названию красителей прибавляют буквы С, К, Ж, 3, а также числа 2, 3, 4. Буква С обозначает, что краситель имеет синеватый оттенок, К — красноватый, Ж — желтоватый, 3 — зеленоватый. 2К обозначает, что краситель имеет более красноватый оттенок, чем краситель с буквой К, 2Ж — более желтоватый, чем с буквой Ж и т. д. [c.29] Красители для широкого потребления выпускаются в расфасованном виде (бумажных пакетиках), в количестве, необходимом для окраски определенного количества ткани. На пакетиках с прямым красителем, предназначенным для хлопчатобумажных, полушерстяных, полушелковых и вискозных тканей, вместо полного названия красителя обозначено Краситель для бумаги , или Для хлопчатобумажной ткани для шерстяных и шелковых тканей — Краситель для шерсти . [c.29] Красильный раствор из прямых красителей готовят следующим образом к воде сначала прибавляют соду, потом краситель и нагревают до кипения, а затем охлаждают до 60 . Сода не только умягчает воду, но и облегчает растворение красителя, замедляет накраш-ивание, опособствуя образованию более ровной окраски. [c.29] Для получения более интенсивной окраски и лучшего погло-ш,ения красителя волокном добавляют поваренную соль в количестве от 3 до 10% от веса ткани. [c.30] При однованном способе крашения полушерстяных тканей применяют или только прямые красители, или прямые и кислотные в одном растворе при двухванном способе сначала применяют кислотные, а затем прямые красители. [c.30] Кислотные красители применяют для окраски шерсти и натурального шелка в присутствии кислот (серной и чаш,е уксусной). Кислоты ускоряют процесс крашения. Кроме кислот, в красильный раствор прибавляют поваренную или глауберову соль, чтобы получить более ровную окраску (соли замедляют накрашивание шерсти). [c.30] В зависимости от необходимой интенсивности окраски шерстяных и шелковых изделий берут красителя—1—4% от веса ткани уксусной кислоты, считая на 30-процентную,— 3—5% глауберовой соли—10—20% или поваренной соли — вдвое меньше. [c.30] Определение красителей на ткани. Красители на ткани определяют следующим образом. От испытуемой ткани берут образец размером 2 см и завертывают его в небольшой кусочек белой хлопчатобумажной ткани. Другой такой же образец исследуемой ткани завертывают в кусочек шерстяной белой ткани и перевязывают его ниткой. Оба образца опускают в мыльно-содовый раствор (5 г ядрового мыла и 3 г кальцинированной соды на 1 л горячей воды) и кипятят 1 час, после чего образцы промывают теплой водой. Если окрасился кусочек белой хлопчатобумажной ткани, это указывает на окраску прямым красителем если окрасилась шерстяная ткань — на окраску кислотным красителем. Окраска прямым красителем обесцвечивается при обработке раствором гидросульфита. [c.30] Кислотные красители также обесцвечиваются гидросульфитом. Кипячение ткани, окрашенной этими красителями, в воде с нашатырным спиртом тоже в значительной степени удаляет окраску. [c.30] Основные красители, большинство сернистых и прямых красителей обесцвечиваются при действии гипохлорита натрия. Прочие красители, за небольшим исключением, не обесцвечиваются. [c.30] Основные красители изменяют оттенок или обесцвечиваются при обработке щелочным раствором (одна часть кальцинированной соды и одна часть нашатырного спирта на десять частей воды). [c.30] Кубовые красители при обработке гидросульфитом изменяют оттенок, который восстанавливается при промывке раствором перекиси водорода и даже большим количеством воды. [c.30] Определение прочности окраски ткани имеет большое значение для контроля качества красителей и окрашенной ткани. При испытании устойчивости окрасок против действия света и погоды, стирки, холодной воды и трения применяют специальные эталоны (согласно ГОСТ 5751—51), с которыми сравнивают образцы окрашенной ткани. [c.31] Устойчивость против действия света и погоды оценивают по изменению (обесцвечиванию) окраоки против действия воды, стирки, пота — как по изменению окраски, так и по закрашиванию образцов белой ткани. [c.31] Оценку устойчивости окраски против различных воздействий производят по пятибалльной шкале (пять степеней прочности). Устойчивость окраски против мокрых обработок выражается дробью, числитель которой характеризует степень изменения окраски, а знаменатель — степень закрашивания белой ткани. [c.31] Сильное изменение окраски и сильное закрашивание белой ткани обозначаются цифрой 1 (непрочная), заметное изменение окраски и заметное закрашивание — 2 (малопрочная), незначительное изменение окраши и незначительное за1мраши ва-ние — 3 (умеренно прочная), едва заметное изменение окраски и едва заметное закрашивание — 4 (прочная), отсутствие изменения окраски и закрашивания — 5 (особо прочная). [c.31] Вернуться к основной статье