ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Музыкальные интервалы. Диатоническая гамма из "Динамическая теория звука " Каждый музыкальный инструмент обладает, как правило, своим специфическим тембром ), который редко можно спутать с тембром другого инструмента. Каждый, например, сразу узнает различный характер звуков флейты, скрипки, трубы и человеческого голоса. Совершенно очевидно, что различие в тембре, если оно не обусловлено привходящими обстоятельствами ), можно нриписать только различию вида колебаний и, таким образом, различию относительных амплитуд и фаз простых гармонических составляющих. Согласно Гельмгольцу, влияние фазы неощутимо. Некоторые авторы оспаривали это высказывание, однако несомненно, что в большинстве случаев разница в тембре зависит только от относительных амплитуд. [c.17] Сравнение громкости возможно, строго говоря, только для звуков одного тембра и близкой высоты. [c.17] Из изложенного выше следует, что в той мере, в какой действителен закон Ома, ощущение от музыкальной ноты должно быть сложным и состоять из более простых ощущений или тонов, соответствующих различным простым гармоническим элементам в данном типе колебаний. Эта точка зрения должна бороться с сильным и до некоторой степени инстинктивным предвзятым убеждением в противном, и обычно требуется некоторая тренировка, прежде чем удается убедиться в этом на собственном опыте. Позднее мы вернемся к этому вопросу сейчас же только заметим, что элемент ощущения, соответствующи наиболее низкой простой гармонической составляющей, называется основным тоном , а остальные называются его обертонами или гармониками . [c.17] Такими, как вид возникновения и прекращения звука, которые, например, различны для скрипки и фортепьяно. [c.17] Конечно, ухо не может оценить сами числовые соотношения однако каждый интервал более или менее точно определен в том смысле, что всякую незначительную расстройку любой из нот можно сразу обнаружить по биениям и возникаюп1,ему ощущению негладкости звука. Объяснение этих особенностей придется пока отложить. [c.18] Тогда с =264. Мастера, изготовляющие физические приборы, часто берут с =256, что удобно ввиду возможности последовательного деления нацело на 2. [c.19] Колеблющееся тело, например струна, стержень или пластинка, может породить звук только путем воздействия на окружающую среду, которая в свою очередь окажет некоторое обратное воздействие на это тело. Однако во многих случаях эта обратная реакщ1я так незначительна, что ее действие становится заметным только после большого числа колебаний. Поэтому для простоты сначала пренебрежем ею и при исследовании характера колебаний механической системы будем считать систему совершенно нзолированной. [c.21] Вернуться к основной статье