ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы ПРАКТИКА слесарного дела Рабочее место слесаря из "Практика слесарного дела " Окрашивание производят с целью защиты металлических изделий от коррозии, а деревянных — от загнивания и коробления или для придания изделиям красивого внешнего вида. При окрашивании на поверхности изделия образуется пленка, которая ограждает материал от воздействия воздуха, влаги и солнечных лучей. Для надежной защиты изделия эта пленка должна быть воздухо- и влагонепроницаемой и хорошо прилипать к материалу. [c.35] Окраске обычно предшествует грунтовка и шпаклевание. Грунтовка заключается в нанесении первого слоя краски или лака на поверхность изделия с целью получения пленки с хорошей сцепляемостью, шпаклевание— в сглаживании неровностей на окрашиваемой поверхности. [c.35] Для окрашивания применяют масляные краски, лаки и эмали. [c.35] Масло является основной частью масляных красок. Для приготовления красок чаще применяют льняное или конопляное масло. Льняное масло получают из семян льна холодным прессованием хорошее льняное масло имеет светло-желтый цвет. Конопляное масло получают из семян конопли горячим прессованием по своим свойствам оно не уступает льняному. [c.35] Сырые масла высыхают в течение 5—7 суток, поэтому для приготовления красок их не применяют. Для ускорения процесса высыхания масло выдерживают при температуре 120—140 для удаления влаги и затем вводят в него сиккативы. Масла, подвергнутые такой обработке, называются олифами. Хорошая олифа имеет цвет от светло-желтого до коричневого и высыхает при 15—20 С в течение 12 часов. [c.36] В качестве красителей (красящих пигментов) используют порошкообразные соли и окислы различных металлов. [c.36] Для приготовления белой краски применяют свинцовые и цинковые белила или алюминиевый порошок. Алюминиевый порошок, кроме того, повышает влагостойкость краски. [c.36] Для приготовления красной краски применяют свинцовый или железный сурик, киноварь, мумию. Свинцовый сурик придает краске высокую водоустойчивость. Краски со свинцовым суриком хорошо защищают от коррозии стальные изделия. [c.36] Для приготовления желтой краски применяют охру, а иногда — свинцовый или цинковый крон. Свинцовый и цинковый кроны ядовиты, мог)т растворяться в воде, поэтому их чаще применяют для приготовления грунтов. [c.36] Для приготовления синей краски применяют ультрамарин и малярную глазурь, зеленой — хромовую зелень, черной — сажу или графит. [c.36] В качестве сиккативов применяют окислы свинца и марганца. Количество добавляемого сиккатива обычно не превышает 0,5—3% от веса краски. Краска с сиккативом сохнет в течение нескольких часов. [c.36] Для растворения масляных красок применяют скипидар и уайт-спирит. Скипидар получают из смолы хвойных деревьев, уайт-спирит— при перегонке нефти. [c.36] Масляные краски поступают в продажу обычно в виде паст — затертых на олифе красителей. Перед покраской пасту разбавляют до необходимой концентрации олифой. [c.36] Масляные лаки и эмали. Масляными лаками называют скипидаровые или уайт-спиритовые растворы смол, высыхающих масел и сиккативов. Смолы вводят в лак для увеличения силы сцепления пленки с поверхностью окрашиваемого изделия. В качестве смолы, вводимой в состав лака, часто применяют канифоль. Канифоль получают при перегонке смол хвойных пород дерева. Для уменьшения хрупкости и получения более прочной лаковой пленки канифоль подвергают специальной обработке подвергнутую такой обработке канифоль называют гарпиусом. Вместо канифоли в состав лаков могут входить естественные смолы — асфальты, растворяемые в скипидаре, бензине и бензоле, или различные искусственные смолы. [c.36] Цветные масляные лаки называют эмалями или эмалевыми красками. Эмалевые краски отличаются хорошим блеском, быстро сохнут на воздухе, устойчивы в масляной среде. [c.36] После грунтования поверхности изделий шпаклюют. В состав шпаклевок входит олифа, красящие пигменты и наполнители. В качестве наполнителей используют мел, тальк, костяной уголь. Назначение наполнителей — заполнить большие неровности на окрашиваемой поверхности. [c.37] Верстаком служит устойчивый металлический или деревянный стол, покрытый фанерой, линолеумом или листовым железом толщиной 1 —1,5 мм. Нормальными размерами верстака считают высоту — 800 мм, ширину — 700 мм и длину— 1200 мм. Если за одним верстаком работает несколько человек, его длину соответственно увеличивают. В верстаке для каждого слесаря должно быть ие менее двух выдвижных ящиков, разделенных перегородками на ряд гнезд для хранения инструмента. Особое внимание должно быть уделено размещению в ящиках напильников и измерительных инструментов. Если верстак поставлен вплотную к стене, на ней удобно укрепить полку шириной 200—300 мм для хранения заготовок, готовых изделий и т. п. Между верстаками должен быть проход шириной не менее , Ъ м. [c.39] Для предохранения рядом работающих от осколков металла индивидуальные верстаки ограждают мелкой проволочной сеткой, затянутой в раму высотой до 750 мм. Ограждение ставят с двух сторон — левой (для левши с правой) и задней. Если на многоместном верстаке тиски расположены в два ряда, между ними ставят такое же ограждение из сетки, а возле тисков — подвижные экраны. [c.39] Освещение верстака должно обеспечивать нормальную работу в дневное и вечернее время. Для полного использования дневного света верстак следует размещать вплотную к стене с окнами или в непосредственной близости от нее. Для вечернего освещения применяют индивидуальные лампы мощностью не менее 60 ватт. Лампы снабжают абажурами и защитными сетками и крепят на кронштейнах, обеспечивающих возможность освещения любой части поверхности верстака. [c.39] При мелких работах, которые удобнее выполнять сидя, применяют табурет или стул с подъемным винтом. Высота табурета или стула должна быть такой, чтобы тиски при работе располагались против груди слесаря или несколько выше ее. [c.39] Вернуться к основной статье