ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Принципы голографии из "Голография " Получая порою неудовлетворительные результаты, Габор понимал, чем они были вызваны это и отсутствие мощных монохроматических источников света (вспомним, время экспозиции доходило до нескольких часов) и искажение двух изображений, которые накладывались одно на другое, да и еще целый ряд искажений, на которых здесь нет возможности останавливаться, но которые становятся понятными из рассмотрения последней формулы. Ведь в ней есть еще первый и второй члены. Первый - определяет среднюю прозрачность голограммы, которая получилась бы в случае перекрывания луча от предмета, второй - характеризует дополнительную неравномерную засветку голограммы пучком от предмета. Эта составляющая содержит лишь часть информации о предмете, так как в ней отсутствует фазовый спектр. Все это вносит дополнительные сложности в проведение эксперимента. [c.48] Получив не очень обнадеживаюидае результаты, Габор вместе с тем реализовал идею получения пространственных изображений способом записи световых волн без преломляющих оптических приборов, идею, которая долго витала в воздухе и вместе с тем казалась неосуществимой. Принципы ее были предложены и реализованы в то время Габором. Им было введено понятие и разъяснена сущность нового процесса, состоящего из двух этапов формирования изображения и его восстановления. [c.48] На этапе формирования изображения используют две световые волны одна облучает объект, другая служит для образования однородного когерентного фона. При взаимодействии этих волн возникает хорошо известная в оптике интерференционная картина, которая несет в себе полную запись пространственной структуры световой волны (по амплитуде и по фазе). Записанная на фотоматериал интерференционная картина - голограмма - не имеет никакого сходства с предметом и при визуальном рассмотрении кажется бессмысленной комбинацией полос и дифракционных фрагментов. Но в этой комбинации в закодированном виде содержится информация о форме и объеме объекта. [c.48] На этапе восстановления изображения используют голограмму (фотопластинку или фотопленку), освещенную когерентным пучком света, ранее используемым для ее получения. В результате дифракции на микронеоднородностях голограммы происходит перераспределение падающего на нее света и изображение восстанавливается. Таких изображений возникает два действительное и мнимое. Действительное изображение появляется за голограммой (см. рис. 36), а мнимое -между голограммой и источником. [c.48] Вот как спустя 23 года после своих первых работ высказался Габор о своей идее, ее реализации и последствиях Для ученого нет большей радости, чем быть свидетелем того, как одна из его идей открывает собой новую, стремительно развивающуюся отрасль науки. Мне выпало счастье высказать одну такую идею. В тот период я много занимался электронной микроскопией. Волны де Бройля были достаточно короткими для разрешения атомных решеток, но из-за несовершенства электронных линз разрешающая способность оказывалась ограниченной практически. При апертуре, обеспечивающей необходимый дифракционный предел разрушения, можно было получить только размытое изображение. Тем не менее, если исходить из принципа Гюйгенса, пучок должен содержать всю необходимую информацию. Что мешает ее расшифровать Очевидно то, что на пластинке регистрируется только половина информации мы пренебрегаем фазой волны. Нельзя ли ее вы51вить с помощью интерференции, налагая когерентный фон. Немного математики и несколько опытов позволили быстро проверить идею о восстановлении волн. Достаточно было осуществить суперпозицию комплексной волны, приходящей от объекта, с простой волной (плоской или сферической), сделать фотографию, затем, осветив ее простой волной, восстановить исходную картину. Возникающее при этом изображение было трехмерным. Мешало одно незначительное обстоятельство одновременно восстанавливалось еще одно изображение - двойник объекта. [c.49] Вернуться к основной статье