ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы ПРИНЦИПЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ Получение изобразительной голограммы из "Изобразительная голография и голографический кинематограф " Разделы ее первой части — Основы изобразительной голографии и голо-графического кинематографа — позволяют читателям понять принципы регистрации и воспроизведения голографических изображений и приобрести знания, полезные для работы по получению изобразительных голограмм и по их практическому применению. Сведения, приводимые в книге, могут представить интерес не только для специалистов, работающих в области техники, но также и для художников, многие из которых проявляют большой интерес к изобразительной голографии и желают попробовать себя в этой новой области изобразительного искусства. [c.4] Разделы второй части книги — Передача изображения в голографических системах — рассчитаны на подготовленных специалистов, которые занимаются или собираются заниматься исследованием и разработкой новых процессов, аппаратуры, материалов для систем регистрации, передачи и воспроизведения голо-графических изображений. [c.4] Голография — одна из новых областей науки и техники. Она была открыта в 1947 г. английским ученым — профессором Д. Габором, — который предложил интерференционный метод регистрации световых волн. Слово голография происходит от греческих слов holos — полный и grapho — пишу, что означает полную запись изображения. [c.5] Голография, представляющая собою фотографический процесс в широком смысле этого слова, принципиально отличается от обычной фотографии тем, что в светочувствительном материале происходит регистрация не только интенсивности, но и фазы световых волн, рассеянных объектом и несущих полную видеоинформацию о нем. Как средство визуализации, голограмма обладает уникальным свойством в отличие от обычного плоского фотографического голо-графическое изображение может воспроизводить точную трехмерную световую копию оригинального объекта. Такое изображение с множеством ракурсов, изменяющихся с изменением точки наблюдения, обладает удивительной реалистичностью и часто неотличимо от реального объекта. [c.5] Басовым и А. М. Прохоровым — и американским ученым Ч. Таунсом. [c.5] Начало изобразительной голографии было положено работами Э. Лейта и Ю. Упатниекса, получившими в 1962 г. первую объемную пропускающую голограмму, восстанавливаемую в лазерном свете. [c.5] Решающее значение для развития изобразительной голографии имели работы Ю. Н. Денисюка, выполненные в 1962—1965 гг. Он впервые получил отражательные голограммы, позволяющие воспроизводить объемные изображения в некогерентном свете. [c.5] Первые высококачественные голограммы по методу Ю. Н. Денисюка были выполнены Г. А. Соболевым в 1968 г. на особомелкозернистых прозрачных фотоматериалах, разработанных под руководством профессора Н. И. Кириллова. [c.5] Возможности голографии как изобразительного средства исследовались и продолжают развиваться в самых различных направлениях. [c.5] В 1969 г. С. Бентон (США) изготовил радужную голограмму щелевым методом, при котором регистрируется множество только горизонтальных ракурсов изображения. Такие голограммы воспроизводят трехмерное изображение в некогерентном свете. Однако в изобразительной голографии радужные голограммы занимают лишь ограниченное место, поскольку им принципиально присущи хроматизм и аберрации различных видов, а также невозможность правильно передавать цвета объекта. [c.6] В 1977 г. Л. Кросс получил мультиплексную голограмму из множества обычных фотографий объекта, снятых с множества точек зрения, лежащих в горизонтальной плоскости. Такую голограмму можно изготовить в виде голографического барабана, а изображение воспроизводить как изображение радужной голограммы в белом свете лампы накаливания. При вращении барабана изображение внутри него двигается, если при съемке последовательных фотографий объект перемещался. В СССР голографический барабан был впервые продемонстрирован Ш. Д. Какичашвили. [c.6] Объемное голографическое изображение имеет некоторые общие свойства с многоракурсным стереоскопическим изображением, также передающим большое число ракурсов. В связи с этим возможен перевод многоракурсного стереоскопического изображения в голографическое. Такой процесс оказывается весьма важным для получения голограмм объектов, освещенных обычным некогерентным светом, например солнечным. Если объекты очень велики по своим размерам, такой способ получения их голограмм оказывается практически единственно возможным. [c.6] Авторами данной книги совместно с Г. Г. Голенко и В. А. Ваниным исследован и экспериментально опробован способ изготовления голографических портретов путем растровой съемки человека в обычном некогерентном свете с последующим переводом растрового изображения в голографическое. [c.6] Особенно значительные успехи в нашей стране достигнуты в области разработки методов и технологических процессов изготовления крупноформатных изобразительных голограмм высокого качества. В период 1970—1983 гг. в НИКФИ авторами совместно с Г. А. Соболевым были получены голографические монохромные изображения высокого качества размерами до 100X75 см. [c.6] Денисюка, который разработал основы теории трехмерных голограмм. Теоретические положения как для двухмерных, так и для трехмерных голограмм были затем развиты рядом других авторов. [c.7] Когельник (США) разработал теорию дифракции света на трехмерных голограммах с простой голограммной структурой, образованной двумя плоскими волнами, и не только качественно оценил, но и выразил количественно такие важные характеристики голограмм, как зависимость дифракционной эффективности от глубины модуляции коэффициентов преломления и поглощения света, толщины слоя голограммы, направления опорных и объектных пучков при получении голограммы. Он также вывел математические выражения для определения таких важных свойств голограмм, как угловая и спектральная селективность. При этом, в отличие от результатов многих исследований других авторов, полученных в кинематическом приближении, выражения Г. Когельника выведены для произвольных значений амплитуд дифрагированных волн, в том числе больших, чем амплитуда прошедшей волны нулевого порядка. Авторами был применен метод линеаризации процессов образования сложных голограммных структур и дифракции света на таких структурах, позволяющий распространить выражения, полученные для простейших структур, на случаи сложных структур реальных изобразительных голограмм. [c.7] Вернуться к основной статье