ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Копирование голограмм (У. Роудз) из "Оптическая голография Том1,2 " Ваши замечания о содержании книги, ее оформлении, качестве перевода и другие просим присылать по адресу 129820, Москва, И-ПО, ГСП, 1-й Рижский пер. д. 2, изд-во Мир . [c.375] Коллективная монографии, написанная ведущими специалистами США и Канады, охватывает почти псе вопросы, связанные с теорией и практическим применением оптической голографии и оптических методов обработки информации. [c.380] В книге содержится множество новейших справочных данных, что делает ее замечательным практическим руководством для специалистов, применяющих голографические методы. [c.380] Известно, что голограммы можно записывать на самых разнообразных материалах, включая электрооптические кристаллы и термопластические пленки. В работе [19] дан исчерпывающий обзор некоторых из этих материалов, получивших наиболее практическое применение среди них все еще выделяются галогенидосеребряные фотографические материалы благодаря своей надежности, доступности, высокой чувствительности и вообще хорошим характеристикам. Хотя они и требуют некоторого времени для обработки и при нормальном использовании не обладают способностью к дополнительной записи или стиранию, они продолжают оправдывать прозвище единственный друг голографиста . В этом разделе мы рассмотрим методы получения большинства из доступных в настоящее время промышленных материалов и попытаемся указать некоторые направления будущего прогресса. [c.381] В принципе спектральную чувствительность эмульсии можно изменять, варьируя состав смеси вводимых сенсибилизаторов. К сожалению, сравниваемые материалы часто не пригодны для работы одновременно в красном и сине-зеленом вариантах сенсибилизации, и поэтому выбор лазера может зависеть от того, какие материалы мы имеем в распоряжении. Единственными материалами, сенсибилизированными как к красному, так и к зеленому и синему, являются EK649-FH 131/SO-253. [c.382] Процесс, который можно связать с хранением, заключается в снятии напряжений в эмульсиях перед их использованием. Некоторые типы стеклянных пластинок подвергаются неравномерному сжатию эмульсии во время покрытия и сушки. Однако качество таких эмульсий можно улучшить, если пластинки нагреть примерно до 80°С, выдержать при очень высокой влажности ( 90%) в течение часа или около того, а затем высушить и охладить до комнатной температуры. В течение этого цикла пластинки должны находиться в горизонтальном положении, для того чтобы избежать перенапряжения [15]. В действительности это довольно рискованный процесс. В результате слишком энергичных действий может появиться вуаль, а несоответствующее оборудование может привести к конденсации капель на пластинках и к их разрушению. Однако наблюдалось существенное улучшение качества изображения, особенно в относительно мягких эмульсиях, таких, как AG8E75. Подобный циклический процесс может оказаться также полезным при сушке пластинок. [c.384] Малейшее движение регистрирующего материала во время экспонирования может заметно снизить дифракционную эффективность или даже привести к появлению темных полос поперек голограммы. Таким образом, главным требованием является устойчивое крепление материала во время экспозиции и стабильное изменение положения в случае интерферометрии. Методы крепления регистрирующих материалов с жесткой основой (стекло) и регистрирующих материалов на гибкой основе (пластиковая пленка) развивались независимо друг от друга. [c.384] Можно сделать недорогой, хотя и несколько менее точный, держатель пластинок с вакуумным прижимом (рис. 1). В этом случае пластинка крепко прижимается к рамке благодаря тому, что с одной стороны она находится под атмосферным давлением, а с другой ее стороны вручную создается низкое давление ). Если резиновую прокладку содержать в чистоте и по возможности влажной, то можно вообще избежать сползания пластинки. Вакуумный прижим располагается несколько выше центра держателя, с тем чтобы уменьшить амплитуду колебаний звенящих краев по этой же причине низ основания держателя покрывается войлоком, что к тому же облегчает установку держателя. [c.385] Из-за гибкости материалов на пленочной основе и их тенденции к скручиванию ни один из рассмотренных выше способов крепления не пригоден. Первым шагом к решению проблемы крепления в данном случае является размещение пленки между чистыми стеклянными пластинками, сжимаемыми по краям. Однако при этом возникает множество отражений от границы стекло — воздух, которые нарушают однородность освещения и ухудшают качество изображения. В данном случае помогает наполнение такого сандвича иммерсионной жидкостью (жидкостью с согласующим коэффициентом преломления), но это может оказаться неудобным в работе. [c.386] В случае пленки большой успех выпал на долю держателя с вакуумной спинкой. В этом держателе создают вакуум между пленкой и жесткой плоской поверхностью (спинкой). Воздух удаляется через множество отверстий, распределенных по спинке за пленкой.Но при наблюдении восстановленного изображения из-за нарушения брэгговского условия дифракции становятся заметными ямки, образующиеся на пленке над каждым отверстием. Поэтому мы вместо отверстий используем одиночный канал, расположенный вокруг кадра (рис. 3), причем успех в этом случае зависит от того, будет ли спинка действительно плоской (что определяется конечной полировкой поверхности), и, по-видимому, от длины кадра, которая должна быть такой, чтобы можно было удалить весь воздух из-под пленки. [c.386] Но в этом случае каждая оставшаяся под пленкой пылинка будет давать тот же эффект, что и ямки. Таким образом, наилучшего качества изображения можно добиться лишь применением материалов на стеклянных подложках исключение составляет случай, когда для экспозиции используется импульсный лазер, причем отсутствуют какие-либо требования к жесткости крепления, хотя обеспечение плоскостности пленки может все еще создавать проблему. [c.387] В литературе вопросам обработки голограмм уделяется гораздо больше внимания, чем другим аспектам практической голографии, однако до сих пор эти вопросы остаются не решенными из-за того, что мы еще плохо разбираемся в тонкостях рецептов и методов. В последнее время стали больше внимания обращать не на отбеливание, а на проявители, причем теперь считают, что все операции процесса обработки голограмм взаимосвязаны. Эти исследования еще не дали окончательных результатов. Для того чтобы вызвать интерес к отдельным исследованиям, мы рассмотрим в общих чертах принципы химической обработки материалов на нескольких примерах, имеющих практическое значение. [c.387] Голографическая темная комната напоминает обычную темную комнату для фотопечати, поскольку в том и другом случае требования к обработке фотографических материалов почти одинаковы. В голографической комнате можно применять большую часть обычного оборудования, хотя экзотические проявители, отбеливатели и органические растворители могут ограничить применение ряда материалов, из которых изготавливаются емкости для обработки фотографических материалов. В комнате нужно отвести специальное место для резки пластинок и их сушки. Во многих случаях для проведения процессов отбеливания и спиртовой сушки требуется очень хорошая вентиляция и наличие вытяжного шкафа для улавливания испарений. [c.387] К сожалению, серебро также выпадает в осадок, причем в произвольных участках внутри эмульсии, в которых оно образует ди-хроичную вуаль, а после отбеливания приводит к сильному молочному рассеиванию света серебро может выпадать в осадок на поверхности эмульсии, образуя пену. Степень всех этих воздействий зависит от равновесия между проявителем и активностью его растворения в эмульсии, которая очень чувствительна к составу проявителя и изменяется с его истощением. Поскольку все коммерческие проявители содержат растворители галогенида серебра, такие, как сульфит, служащий консервантом, протекание физического проявления ограничивается тем, что произошло, и его действие должно быть заметнее в голограммах, и, следовательно, влияние его более значительно изменяется с истощением проявителя. Этим главным образом объясняется то, почему обычные проявители нередко оказываются весьма неустойчивыми и доставляют массу хлопот при использовании их вместе с отбеливанием. После краткого рассмотрения механизмов проявления перейдем к описанию некоторых нерастворяющих прямых проявителей, а затем исследуем, каким образом можно использовать преимущества физического проявления, когда им можно будет управлять. [c.389] Мы обнаружили, что, по-видимому, из-за увеличенного воздействия физического проявителя на голограммы проявитель D-19 слишком быстро стареет. Поэтому рабочие растворы следует менять ежедневно, а при исследовании степени повторяемости, особенно в случае, когда применяется отбеливание, необходимо использовать лишь свежие растворы [18]. [c.390] ИСХОДЯТ лишь в отсутствие сульфита натрия и бромида калия. Такие проявители часто называют прямыми , химическими или поверхностными несмотря на отсутствие консерванта , они по крайней мере имеют такую же надежность, что и стандартные проявители для голографии. [c.391] Вернуться к основной статье