ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Живопись и красящие пигменты. Графическое искусство. Документы из "Практические применения инфракрасных лучей " Живопись и красящие пигменты. Графическое искусство. Документы. Инфракрасная фотография оказалась полезной для изучения древних и современных документов, главным образом таких, окраска которых создана посредством минеральных пигментов Ш. 375]. [c.190] Отметим, что и здесь инфракрасные лучи весьма удачно дополняют ультрафиолетовые лучи. Посредством флуоресценции получают указания, главным образом, на органические краски и белые пигменты [Л. 376], в то время как инфракрасные лучи дают уточнения в отношении красящих и темных пигментов. [c.190] На основании этих результатов легко сделать вывод, что инфракрасные фотографии картин дают указания на природу примененных художником пигментов (рис. 124). [c.193] С помощью этого же метода легко определить копии. Так, инфракрасная фотография выявила в картине, приписывавшейся Веласкесу, пигменты, которые никогда не использовались этим художником [Л. 355]. [c.193] Инфракрасная фотография была использована Музеем искусств Фогга Гарвардского университета, Британским музеем, лабораторией музея Лувр, лабораторией Королевского музея Бельгии и другими экспертными лабораториями [Л. 379—382]. [c.193] Инфракрасная фотография нашла себе ценные применения также в изучении и восстановлении стертых и зачеркнутых документов. [c.193] Случается, что состав черных чернил, использованных цензорами, древними или современными, оказывается прозрачным для инфракрасных лучей, в то время как состав, которым написан или напечатан зачеркнутый текст, непрозрачен для тех же лучей. [c.193] В этом случае инфракрасная фотография делает зачеркнутый текст видимым. [c.194] Яркий пример такого применения — исследование манускрипта Путешествий Теодора де Бри из Хантингтонской библиотеки, некоторые страницы которого были зачеркнуты цензором инквизиции более 300 лет тому назад. Л. Бендиксон сфотографировал в 1932 г. эти страницы, и инфракрасные лучи, проникнув сквозь черные чернила цензора, позволили прочесть зачеркнутые строчки (рис. 127). [c.194] Другим примером является рукопись на коже из Британского музея, датируемая 1200 г. до н. э., текст которой, полностью не расшифрованный и в большей своей части невидимый, был восстановлен очень четко и полно е помощью инфракрасной фотографии. [c.194] Упомянем еще о том, что можно восстанавливать тем же способом смытые тексты (рис. 128) и надписи, сделанные карандашом или чернилами на заплесневелых бумагах или на листах, обожженных огнем, фотографировать документы сквозь конверты, не вскрывая их (рис. 129), и т. д. [c.194] Этим применениям посвящена обширная литература [Л. 383— 388], простирающаяся также на филателию [Л. 389], библиофилию, изучение цветных чернил [Л. 390] и т. д. [c.194] Вернуться к основной статье